Главная Религия Древнего Египта Ра - бог солнца у египтян


Ра - бог солнца у египтян

Cолнечное божество египтянCолнечное божество египтянРа (Ре) был главным солнечным божеством Древнего Eгипта. Бог солнца – это источник света, энергии и жизни. Он создатель космоса и его законов. Солнечный культ тесно связан с такими понятиями, как здоровье, дети, мужество, судьба страны.

Зарождение культа бога солнца Ра

Стела Ранеба. Ок. 2880 г. до н.э. Гранит. Метрополитен-музей, СШАСтела Ранеба. Ок. 2880 г. до н.э. Гранит. Метрополитен-музей, СШАЕго культ ведет свое начало от города, который египтяне называли Иуну, а греки Гелиополь («город бога солнца»). Этот город находился недалеко от современного Каира и в эпоху Древнего Египта являлся одним из важнейших религиозных и административных центров страны.

Время зарождения культа древнеегипетского солнечного божества уходит в глубину тысячелетий, но точно известно, что уже в Раннединастический период его влияние было очень велико. Недаром имя бога вошло в состав имени одного из фараонов II династии Ранеба («Ра-господин»).

Ра – создатель мира

Сидящий Ра с пером Маат. Луврский музейСидящий Ра с пером Маат. Луврский музейИмя Ра (Ре) является египетским словом для солнца, самой видимой из божественных сил, которые создали и поддерживают существование мира.

Согласно космологии Гелиополя, бог Ра создал себя или из цветка лотоса, появившегося из первичных вод, или на первом камне – Бенбене, также возникшем из воды.

Он тогда создал Шу (воздух) и Тефнут (влажность), которые в свою очередь родили небо - богиню Нут и землю - бога Геба. От этих богов родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида. С этого момента, собственно говоря, и начинается существование как Вселенной, так и Египта.

Согласно другому мифу, который возник, вероятно, не без участия мемфисских жрецов, он возник из яйца, которое создал Пта (Птах) – главный бог Мемфиса.

Именно бог Ра установил циклы египетского года, время и сам разлив Нила, обеспечив таким образом саму возможность успешного сельскохозяйственного производства в долине великой реки.

Интересно, что его в некоторых мифах иногда называют «плаксой». Египетский бог Ра плакал и от его слезы (по-египетски «рему»), которая упала на землю, и появился человек.

В некоторых списках египетской Книги мертвых есть любопытный пассаж, связанный с его членовредительством. Бог солнца порезал свой фаллос (возможно, что здесь подразумевался обряд обрезания), упавшие капли крови персонифицировались в два интеллектуальных понятия: «ху» и «сиа», то есть «власть» и «ум».

В одном из мифов говорится, что в конце времени мир исчезнет в водах первичного хаоса, люди погибнут, а Ре снова вернется в первобытные воды, из которых и появился.

Надо отметить, что какая-то стройная и единая теологическая конструкция в отношении бога солнца в  Древнем Египте не сформировалась (как, впрочем, и для большинства других египетских богов). Его образ многогранен, изменчив и текуч, меняясь от мифа к мифу. Причем различные мифы прекрасно уживались в религиозных представлениях египтян, живших в одну и ту же эпоху.

Солнечная лодка Ра

Символ бога солнцаСимвол бога солнцаПутешествие божества по небу имеет множество мифологических вариантов. Солнце-Ра могло лететь по небу на крыльях. Поэтому солнечный диск с крыльями – один из самых распространенных и самых важных символов Древнего Египта.

Также поэтому он часто изображается в виде человека с головой сокола или ястреба, то есть в облике мощных птиц, способных парить высоко в небе.

Дневная солнечная лодка. Ок. 1250 г. до н.э. Фрагмент стелы. Известняк. Метрополитен-музей, СШАДневная солнечная лодка. Ок. 1250 г. до н.э. Фрагмент стелы. Известняк. Метрополитен-музей, СШАДругим не менее популярным вариантом было передвижение божества по небу в лодке. Небо в этом случае понималось как изогнутая гигантская богиня Нут, по телу которой, так сказать, и плывет Ра.

На рассвете Ре начинал свой путь с востока по небу в своей солнечной лодке, названной «лодкой миллионов лет», сопровождаемый большим числом менее важных богов, составляющих его свиту и защиту. Вечером его лодка скрывалась на западе и наступала ночь.

Причем это дневное путешествие по телу Нут тоже имело интересные мифологические образы. Согласно одному из них, ладью с Ра и его свитой богиня Нут рожала на рассвете на востоке, а вечером, когда лодка достигала ее рта на западе, проглатывала, чтобы утром родить снова.

Мифы рассказывают, что бог солнца в Египте имел две ладьи: дневную - Манджет и ночную - Месектет, в которую он пересаживался со свитой после дневного путешествия.

Ночное путешествие Ра

Ночное путешествие проходило с запада на восток через Дуат – загробный мир, с ночными звездами и подземным Нилом, по которому плыл ночной барк солнечного божества. Одновременно это понималось и как перемещение внутри небесной богини Нут, проглотившей на закате бога и его свиту.

Ночная лодка. Фрагмент стелы. Период Птолемеев. Оштукатуренное дерево. Британский музейНочная лодка. Фрагмент стелы. Период Птолемеев. Оштукатуренное дерево. Британский музей

В этом ночном походе Ра ожидалo множество опасностей, главной из которых был гигантский змей Апоп (Апофис) – злейший враг божества. Аллегорически каждую ночь команда солнечного барка преодолевала силы хаоса, чтобы египетский бог солнца утром мог пробудить и возобновить мир в соответствии с правилами Маат.

Ра в облике кошки отрезает голову Апопу. XIX династия. Ок. 1280 г. до н.э. Фрагмент из Книги мертвых.Ра в облике кошки отрезает голову Апопу. XIX династия. Ок. 1280 г. до н.э. Фрагмент из Книги мертвых.Ра, несмотря на многочисленные опасности, в ночном путешествии чаще всего не играет никакой активной роли (только если он изображается в виде кота, солнечное божество само вступает в схватку с врагами).

В облике Хепри (человека с головой барана) или скарабея древнеегипетский бог солнца пассивен и находится под постоянной охраной своей свиты.

Непосредственно трон с божеством окружает кольцами своего тела защитное божество - змея Мехен.Многочисленная  свита  готова  отразить нападение. Настенная роспись. Могила фараона  XIX  династии  Рамсесса II (1279-1212 гг. до н.э.) Многочисленная свита готова отразить нападение. Настенная роспись. Могила фараона XIX династии Рамсесса II (1279-1212 гг. до н.э.) Действительная власть солнца сконцентрирована в богине, известной как Глаз Ра, которая часто охраняет нос солнечного барка (нередко изображается в виде змеи).

Тут же находится и Нехес - с одной стороны, форма самого солнечного божества, с другой - его охранник.

Так же на носу лодки обычно стоит с копьем Сет, который в мифах о солнечном боге, является одним из самых надежных и сильных защитников бога. Удивительно, но в других мифах, связанных с богом возрождения Осирисом, защитником фараонов богом Гором, Сет обрисован как ужасный злодей и персонификация зла в целом. Здесь же именно Сет, не поддавшись магии Апопа и его демонов, усыпивших всю команду солнечного божества, защищает (поражает) своим копьем главного врага Ра.

Египетский бог Ра и загробный мир

Однако пассивность Ре во время ночного путешествия по Дуату касается только его роли в защите от опасностей, которые ему угрожают. Как было отмечено, со всеми опасностями справляется его доблестная свита.

Само же появление солнечного бога в загробном мире с точки зрения египетского богословия подобно утреннему свету, пробуждающему спящих в жизни, возвращает к жизни мумии добродетельных мертвых в их гробах и пещерах, а также оживляет свои собственные ночные формы (семьдесят четыре такие формы бога солнца перечислены в могиле Тутмоса III).

Ра и Осирис. Ок. 350-300 гг. до н.э. Фрагмент стелы. Известняк. Метрополитен-музей, США Ра и Осирис. Ок. 350-300 гг. до н.э. Фрагмент стелы. Известняк. Метрополитен-музей, США Оживленные мертвые возвращаются в «государство смерти», описанное в солнечных гимнах как существующее ночью в Египте, когда солнце входит в загробный мир. Все мятежники против его власти казнены, его заклятый враг побежден.

То есть он является важным богом Дуата – страны мертвых. Начиная со времени XXI династии (около 1000 года до н.э.), Ра в традиционных формулах, обращенных к покойным, все чаще начинает заменять Осириса.

Гибкая египетская теология постепенно развила понятие синтеза между подземным богом Осирисом и солнечным божеством Ра в сакральную формулу: «Ре в Осирисе, Осирис в Ре».

Таким образом, бог солнца в Древнем Египте становится «правителем загробного мира», «господином жизни в западном горизонте» (запад – это место, где находится загробный мир по взглядам египтян).

Ра и фараоны

Божество и фараон. Рельеф в храме фараона XIX династии Сети I (1291-1278 гг. до н.э.) в АбидосеБожество и фараон. Рельеф в храме фараона XIX династии Сети I (1291-1278 гг. до н.э.) в АбидосеЕще до эпохи Древнего царства сформировалось представление о фараонах, предполагающих их неразрывную связь с Ра. С этого времени владыки Древнего Египта стали считаться физическими сыновьями божества. Такое понимание просуществовало до самого конца египетской истории.

Даже Александр Македонский после того, как он завоевал Египет со своими греческими армиями, путешествовал к оазису Сива в Ливийской пустыне, где был принят как сын бога солнца и истинный король страны.

Доказательства влияния его культа найдены в имени одного из первых фараонов II династии, которого звали Ранеб или Ра - господин.

Архитектурная символика в форме как ступенчатых, так и истинных пирамид, в том числе знаменитых пирамид фараонов III-IV династий в Саккаре, Медуме, Дашуре и Гизе, неразрывно связана с солнечным богом.

Они являлись, с одной стороны, лестницами для души фараона в его восхождении к богу солнца после смерти, с другой, они были визуальным образом лучей солнца, исходящих с неба на землю. То есть пирамиды Древнего Египта являются овеществленными качествами солнечного бога и сакральными символами его могущества, средством достижения фараонами Египта личного бессмертия.

Самый большой расцвет его культа наблюдается с началом правления V династии. Папирус Westcar (египетский музей Берлина) говорит о том, что бог солнца в Древнем Египте был отцом первых фараонов V династии.

Строительство пирамид связано с солнечным культом. Пирамида Хефрена в Гизе. XXVI век до н.э.Строительство пирамид связано с солнечным культом. Пирамида Хефрена в Гизе. XXVI век до н.э.Солнце воплотилось в Раусере, жреце бога Ра, чтобы оплодотворить Реджедет, мать тройняшек Ниусерра, Сахура и Нефериркара, будущих фараонов этой династии. Когда Реджедет почувствовала приближение родов, Ра приказывает четырём богиням — Исиде, Нефтиде, Хекет и Месхенет — и богу Хнуму помочь ей при родах.

Конечно, этот миф-сказка содержит массу исторических неточностей – папирус Westcar был написан эпоху владычества гиксосов, то есть через много веков после описываемых событий, но развитие культа божества прослеживается и по другим источникам.

Для него были построены солнечные храмы, обелиски, сфинксы и большие пирамиды (это каменное представление солнечных лучей, достигших земли), в Гелиополисе он чтился также и под формой камня Бенбен. В титулатуру фараонов Египта был включен иероглиф, означающий «сын Ра».

Имя египетского бога солнца теперь регулярно входит в состав имени королей, например, Сахура (V династия), Менхерерра (XVIII династия), Рамсесс (XIX династия). Частные лица – важные сановники также нередко имели имена, связанные с богом солнца, например, Рехмирра («мудрый как Ра»).

Тексты Пирамиды, которые были сначала вырезаны на палате похорон короля Униса, последнего правителя V династии, помогают понять, как духовенство Гелиополя представляло посмертную судьбу фараона. Умерший монарх поднимается на небо по световой лестнице (пирамиде), чтобы присоединиться к окружению своего отца, и помогать ему одержать победу над силами темноты и хаоса.

Могущество Ра было основанием для уверенности фараонов (и народа Египта) в собственной безопасности и незыблемости их власти. Они полагали, что управляют Египтом в соответствии с универсальными правилами (заказом), созданными Ра.

Отступление от бога солнца в Древнем Египте означало потерю сакральной легитимности власти монарха. Однако такое осуждение могло быть только посмертным, например, как тогда, когда королева Хатшепсут (XVIII династия) в Пещерном храме Артемиды в надписях, вырезанных на стенах, называет правителей гиксосского происхождения (то есть иностранцев) фараонами «без Ра».

Рядом любимая дочь бога солнца - богиня Маат. Могила Сетнахта. KV14. АбидосРядом любимая дочь бога солнца - богиня Маат. Могила Сетнахта. KV14. АбидосИсследователи отмечают, что тот факт, что бог солнца у древних египтян был крайне важен для богословского освящения королевского сана, возможно, привел к довольно нелестному изображению Ра в египетской литературе в отдельных случаях. В некоторых мифах он появляется как стареющий король, неспособный предотвратить предательство и недовольство среди подчиненных.

Один из текстов рассказывает о том, как утомленный бог удалился на небо после жестокого наказания людей, восставших против его правления на земле. Египетские тексты иногда интерпретируют иностранные вторжения или внутренние волнения как наказания со стороны рассердившегося солнечного божества.

С XXVI века до н.э. вплоть до римского завоевания все правители Египта называли себя Сыновьями Ра. Враги Ра были врагами Египта и maat (божественный заказ). Близкая идентификация между солнечным божеством и божественным заказом была ярко выражена, превратив богиню Маат, олицетворявшую maat, в любимую дочь бога солнца.

Египетский бог солнца: мифологические образы

Ра-Горахти. Фаянсовый амулет. IV век до н.э. Метрополитен-музей, СШАРа-Горахти. Фаянсовый амулет. IV век до н.э. Метрополитен-музей, СШАЕгиптяне разделили дневной солнечный цикл на три части. Утреннее солнце была связано с Хепри (священный жук скарабей), дневное с Ра-Горахти (человек с головой сокола), закатное с Ра-Атумом (зрелый человек, носящий двойную корону).

Хепри был солнцем, возникающим на рассвете. Ра-Горахти (Ра-Гoрус - владыка двух небесных горизонтов – восточного и западного) был торжествующим солнцем, поднявшимся на востоке как правитель в зените своей власти. Ра-Атум был утомленным солнцем, смерть которого была основной частью цикла возобновления.

Бог солнца в Египте мог также быть изображен с головами четырех баранов, представляющими его четыре ba (души или проявления). Эти четыре души часто называют как Ра, Хепри, Атум и Осирис.

В некоторых текстах Ра загадочно сливается с трупом Осириса, правителя загробного мира. Когда они становятся «объединенными», мертвые могут повторно проснуться и воскреснуть, мир может быть переделан и изменен.

В цикле мифов, связанных с Гором, сыном Исиды, Ра – авторитетная, но удаленная фигура, которая не всегда поддерживает слабого против сильного. Он, например, не выступил прямо против Сета, коварного убийцы своего брата Осириса и соперника Гора в борьбе за египетский трон. Более того, Сет один из самых приближенных богов в его свите.

Когда младенец Гор был отравлен, Ра не торопиться прийти на помощь Исиде. Но поскольку крики и заклинания богини мешают движению солнечного барка, он признает справедливым гнев Исиды и посылает своего представителя Тота, чтобы он вылечил Гора.

Во время Нового царства бог Амон был объединен с Ра, став самым влиятельным и могущественным божеством в Египте под именем Амон-Ра.

Глаз Ра (Око Ра)

На солнечном диске Ра носит урей-кобру, которая защищает его, выплевывая огонь на его врагов, будучи при этом и частью самого бога, и, одновременно, его собственной дочерью – Глазом Ра.

Глаз Ра - дочь бога солнца считалась исключительно сильным средством божественной защиты. Огонь, извергаемый Глазом Ра, выжигал всех недругов как солнечного божества, так и фараона, а также Египта в целом. Глаз Ра персонифицируется с рядом богинь, а именно с Исидой, Уто (Буто) и Хатхор. В этой ипостаси они считались дочерьми солнечного божества.

Богини, принявшие мистическую форму Ока Ра (часто око представлялось огненным пылающим диском), не знали жалости и пощады. В ночной поездке солнечного божества по загробному миру Око Ра находится обычно на носу солнечной лодки, готовое в любую секунду обрушится на злых демонов, при их попытке помешать движению барка.

Исключительной жестокостью и беспощадностью к врагам характеризуется не только Око Ра как дочь древнеегипетского бога солнца. Такая же жестокость характерна и для его львиноголового сына Махеса, который родился от супружеского союза с богиней-кошкой Бастет.

Иконография Ра

Древнеегипетский бог солнца изображался обычно как человек с головой сокола или барана, увенчанной солнечным диском с уреем (коброй). Когда он изображается с головой барана, у него есть два горизонтальных вычурных рога. Иногда он также визуализируется как ребенок, поднимающийся из исконного цветка лотоса.

Египтяне верили, что у него плоть состоит из золота, кости из серебра, а волосы из ляпис-лазури.

В облике крокодила. Бронза. Поздний период, 664-332 гг. до н.э. Луврский музейВ облике крокодила. Бронза. Поздний период, 664-332 гг. до н.э. Луврский музейПеречень животных, в облике которых могло предстать божество, очень широк. Это сокол, баран, птица Бену, кот, лев, бык, мангуст, крокодил, скарабей и даже кузнечик. Египетские сфинксы также явно связаны с солнечным божеством.

В течение Древнего Царства он был самым могущественным богом, самым трансцендентным солнечным божеством египетского пантеона божественных персоналий, «отцом всех богов», обладал значительным и влиятельным клиром.


Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (29.10.2013 15:48)

 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100