Главная Искусство Древнего Египта


Искусство древних египтян: общий обзор

Фараон Тутмос III. XVIII династия. Диорит. Венский музей.Фараон Тутмос III. XVIII династия. Диорит. Венский музей.
Искусство, как форма общественного сознания и специфический способ духовного освоения мира, во все времена неразрывно связано с религией, которая тоже является специфическим способом познания и духовного освоения человеком окружающего мира.

Вот и искусство древних египтян  так тесно переплетено с религией, что отделить одно от другого порой просто нельзя. Понять искусство Древнего Египта вне его связи с религией, вне учета этого взаимовлияния и взаимопроникновения не представляется возможным. Поэтому несколько слов о религии древних египтян нужно сказать.

Мумия. Поздний период. VII-IV вв. до н.э. Музей археологии, г. Познань, ПольшаМумия. Поздний период. VII-IV вв. до н.э. Музей археологии, г. Познань, ПольшаОдной из важнейших особенностей древнеегипетской религии была идея восстановления физического тела человека после его смерти. То есть египтяне верили в то, что умерший воскреснет и оживет в загробном мире именно в том теле, которое было у него в земной жизни.

Причем без своего тела душа долго существовать не может и в загробном мире: ее ожидает гибель, а значит, произойдет и окончательная смерть человека. Поэтому сохранение тела после смерти в нетленном состоянии – это неотъемлемое требование для обеспечения загробной жизни. Пирамиды Гизы - самые прочные сооружения на землеПирамиды Гизы - самые прочные сооружения на земле

А как сохранить тело? Только путем его мумификации и захоронения в таких гробницах, которые обеспечат сохранность мумии.

Пирамиды Египта, которые были построены в эпохи Древнего и Среднего царств, являлись составной частью таких ритуально-погребальных комплексов. И само время показало, что на земле нет более прочных сооружений, чем они.

Кроме этого древние египтяне свято верили в то, что помимо физического тела и души – Ба - существует нечто промежуточное, связывающее их в единое целое — некая жизненная энергия и сила, которую называли Ка, представляющая собой своеобразного призрачного двойника человека.

Необходимо, чтобы после смерти Ка смог снова найти свое земное тело и вселиться в него: только в этом случае душа почувствует себя уверенно и спокойно уже в загробном мире. Но как Ка сможет найти свою телесную оболочку, чтобы вернуться в нее?

Египтяне справились с этой задачей очень интересно и оригинально: кроме мумии покойного в гробницу помещали статую, маску или рельефы с изображением умершего, причем с обязательным портретным сходством - иначе Ка не сможет опознать свой облик.

Cтатуя Снофрунефера - оранизатора развлечений при дворе фараона. V династия. Известняк. Высота 78 см. Музей искусства и истории Вены.Cтатуя Снофрунефера - оранизатора развлечений при дворе фараона. V династия. Известняк. Высота 78 см. Музей искусства и истории Вены.Такие взгляды дали мощный импульс всей художественной культуре Древнего Египта, в первую очередь, скульптурному и рельефному портретному искусству.

Египетские портреты эпохи Древнего царства своеобразны и узнаваемы по своему художественному воплощению и принципам, по которым они создавались: портреты мастерски точно передают индивидуальные черты лиц древних египтян, но их выражение является нарочито отвлеченным и бесстрастным.

Эти портреты не позволяют понять психологические переживания человека. И это является не случайным: изображенный человек шел в вечность – спокойный и невозмутимый, чтобы достойно предстать перед богами в загробном мире.

Позже, в эпоху Среднего и особенно Нового царства, портреты стали постепенно делать более эмоционально насыщенными – начинают проглядывать личностные черты, угадываться характер человека.

Гробничные статуи и рельефы изображают покойного всегда в образе цветущего, пышущего здоровьем молодого человека. Но ведь далеко не все умирали молодыми, многие фараоны Египта, судя по всему, умерли в весьма почтенном возрасте.

В чем же тогда дело? А в том, что эти статуи и рельефы изображали не самого человека в его нынешнем возрасте, а его Ка – мистического двойника человека, рождающегося вместе с ним, но не имеющего возраста и не подверженного возрастным изменениям.

Изображения подписывались, поскольку такая подпись, как считали, выражала одну из сущностей человека. Если статуя или рельеф такой подписи не имели, то они считались незаконченными.

Голова статуи "старосты". V династия. Дерево. Глаза инкрустированы: оправа сделана из меди, зрачки - из непрозрачного кварца, роговая оболочка - из горного хрусталя. Каирский музей.Голова статуи "старосты". V династия. Дерево. Глаза инкрустированы: оправа сделана из меди, зрачки - из непрозрачного кварца, роговая оболочка - из горного хрусталя. Каирский музей.Глаза, как элемент статуй и рельефов, имели для египтян особое значение. Зрение было одним из важнейших условий для жизни, а слепой воспринимался ими как мертвый. Недаром в египетской мифологии бог Гор воскресил своего отца Осириса, дав ему проглотить свой глаз – «глаз Гора».

Поэтому раскрашиванию и инкрустированию глаз у статуй уделяли большое внимание. Когда работа над изготовлением статуи завершалась, производили специальный ритуал «открытия очей и рта», который почти в точности повторял подобный обряд, совершаемый перед погребением мумии.

Это делалось для того, чтобы статуя могла заменить мумию в случае, если она по каким-то исключительным причинам будет утеряна.

Работа над рельефами и статуями требовала много времени. Поэтому, начиная с юности, богатые и влиятельные люди приказывали начинать строить свои гробницы и украшать их рельефами и статуями, которые считались носителями магической силы и «живыми».

(Окончание статьи см. здесь: Искусство древних египтян: общий обзор. Часть 2)


Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (24.08.2014 03:00)

 
Рейтинг@Mail.ru