Главная Мифы древних египтян


Мифы Древнего Египта

Бог Тот в облике бабуина. Амулет. XXVI династияБог Тот в облике бабуина. Амулет. XXVI династияМифы Древнего Египта дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают о надеждах, чаяниях, взглядах и религиозных представлениях древних египтян.

Мифологическое сознание - не только древних египтян, а в целом - во многом можно сравнить со сновидениями, в которых образы и сюжеты постоянно меняются, деформируются, перетекают друг в друга, не подчиняясь законам формальной логики, не вызывая этим недоумения или внутреннего протеста.

Изучение мифов Древнего Египта яляется одним из важных направлений египтологии как науки.

Мифология Древнего Египта и образы богов

Как и все народы на заре своей истории, люди, населявшие долину Нила, обожествляли окружающую их природу, растительный и животный мир.

Постепенно эти взгляды оформились в египетские мифы и легенды. В мифологии Древнего Египта можно выделить три основных цикла мифов:

  • о сотворении мира
  • о солнечных богах
  • об Осирисе.

Так египтяне в своих мифах представляли устройство мира. Папирус. XI династия. Каирский музей, ЕгипетТак египтяне в своих мифах представляли устройство мира. Папирус. XI династия. Каирский музей, Египет

С мифами тесно связаны религиозные учения, которые возникли на их основе. Важное место в них занимало почитание диких и домашних животных. Каждый египетский бог или богиня связан с какими-либо животными или даже насекомыми.

Человек по имени Amunemwija и боги. Папирус. XXI династия. Новый музей, Берлин, ГерманияЧеловек по имени Amunemwija и боги. Папирус. XXI династия. Новый музей, Берлин, ГерманияХотя египетские божества изображаются в виде представителей животного мира, это не означает, что животные сами по себе были для египтян богами.

Каждое животное символизирует только отдельные аспекты каких-то богов. Также нет ни одного животного, которое было бы связано только с одним божеством.

Бог Гор в облике сокола на стеле последнего фараона I династии Каа. Раннединастический период, ок. 2800 до н.э. Пенмузей, Филадельфия, СШАБог Гор в облике сокола на стеле последнего фараона I династии Каа. Раннединастический период, ок. 2800 до н.э. Пенмузей, Филадельфия, СШАТо есть одно и то же божество могло изображаться в облике нескольких животных в зависимости от того, какие его качества должны были символически доминировать в данной ситуации.

Бог мог быть как добрым, так и крайне жестоким. Поэтому и животные, в которых бог представал, были разными.

Для египетской религиозной традиции характерным является изображение богов в виде человека с головой того или иного животного.

Египтяне в этом отношении совсем не исключение, а наоборот, подтверждение того пути, который прошли религиозные представления любого народа – от анимизма, тотемизма, поклонения силам природы к более сложным образам.

Гор и фараон Хоремхеб, XVIII династия. Музей Кунсткамера, Вена, АвстрияГор и фараон Хоремхеб, XVIII династия. Музей Кунсткамера, Вена, АвстрияНо ни в одной другой культуре в истории человечества включенность животных в религиозную картину мира не достигла такой художественной выразительности и догматической законченности. В облике животных древние египтяне изображали сверхъестественные силы и богов, которым они поклонялись.

Когда появились фараоны – земные властители, добывшие власть над страной, то стали обожествляться и они. А сами фараоны приобрели тесную связь с таким животным, как сокол, который парит высоко в небе над всем остальным миром.

Бог Гор – бог-сокол в египетском пантеоне богов занимал одно из важнейших мест. Именно он был покровителем и защитником фараонов с древнейших времен. И сами фараоны нередко с ним отождествлялись.

Имя бога-сокола стояло первым в составе пяти «великих имен-титулов» в титулатуре фараонов, представляя фараона земным воплощением бога Гора.

Самый важный мифологический цикл - об Осирисе

Осирис - центральная фигура важнейших мифов Древнего Египта. Папирус. Британский музейОсирис - центральная фигура важнейших мифов Древнего Египта. Папирус. Британский музейМиф об Осирисе - умирающем и воскресающем боге является одним из важнейших в древнеегипетской мифологии. Осирис – это бог-царь Египта в древности, который был убит собственным братом Сетом.

Вот краткое изложение содержания этого мифологического цикла.

В те далекие времена, когда это произошло, верили египтяне, земных царей еще не было, правителями страны были сами боги. Осирис (это греческая форма египетского имени Усири), находившийся на египетском троне, дал людям множество знаний и научил их большому числу ремесел.

Благодаря ему жители страны стали заниматься земледелием и виноградарством, перешли к оседлому образу жизни, стали почитать богов, научились пению, музыке и танцам, перестали заниматься каннибализмом, то есть поедать друг друга.

Его брат – Сет – был совсем другим по характеру и наклонностям. Это было злое и коварное существо. Сет ненавидел Осириса и желал его смерти, но до поры до времени скрывал это. Египетские мифы, дополняя и уточняя какие-то детали, рассказывает о том, что Сет смог привлечь к участию в заговоре большое число людей. Одни источники называют цифру 42, другие – 72 человека.

Деревянный саркофаг. XII династия. Музей Кунсткамера, Вена, АвстрияДеревянный саркофаг. XII династия. Музей Кунсткамера, Вена, АвстрияВместе с приспешниками он организовал пир, на который пригласил своего доброго и наивного брата.

Во время пира он приказал вынести красивый сундук-саркофаг, сделанный из сикиморы, обитый серебром и украшенный драгоценными камнями.

Он пообещал подарить его любому, кому этот сундук будет подходящим по размеру. Осирис, не подозревая подвоха, залез в сундук, который оказался точно по его росту. Он не догадывался, что Сет еще раньше подкупил слугу, который тайком снял мерку с Осириса. Именно по этой мерке и был сделан сундук.

Пока Осирис радовался такой удаче, Сет кликнул на помощь других заговорщиков. Они захлопнули крышку сундука, прибили ее гвоздями и запаяли для надежности еще свинцом. После этого заговорщики бросили сундук в море.

Жена Осириса, богиня Исида (греческая форма египетского имени Асет или Есит), узнав о случившемся, сразу отправилась на поиски мужа. Она нашла сундук с телом на берегу далеко от Египта – там, куда его вынесло море.

Исида (справа) и Нефтида рядом с телом Осириса. Рельеф. Храм Хонсу в Карнаке, ЕгипетИсида (справа) и Нефтида рядом с телом Осириса. Рельеф. Храм Хонсу в Карнаке, ЕгипетНо Сету удалось выкрасть тело Осириса, на этот раз он изрубил брата на 42 части, и разбросал их по всему Египту (в Древнем Египте было 42 области – нома). Исида вновь пошла на поиски мужа. Она собрала части тела мужа воедино.

Боги Анубис и Тот забальзамировали тело Осириса, приготовив его для похоронных церемоний. Исида с помощью магии оживила Осириса на время, зачав от него ребенка – будущего бога Гора.

Именно Гор стал воплощаться отныне в каждом фараоне, правившим Египтом.

Сам же Осирис спустился в подземный мир, где стал его владыкой.

Борьба Сета и Гора за трон

Гор и бог Тот в облике человека с головой ибиса Гор и бог Тот в облике человека с головой ибиса Однако Сет не желал отдавать трон Египта Гору. Вначале он пытался убить маленького Гора, которому пришлось из-за этого прятаться вместе с Исидой в зарослях Дельты. Когда Гор вырос, он вступил в открытую схватку с Сетом за право стать королем.

80 лет продолжалась эта борьба. Во время одной из битв Сет вырвал у Гора глаза и закопал в земле. Богиня Хатхор (по другой версии – Хесат) накапала в глазницы молока, тем самым вернув зрение Гору. В других битвах уже Гор нанес Сету тяжелые увечья.

Боги во главе с Ра устали от этой бесконечной вражды и собрали свой трибунал. Не сразу, но боги все-таки приняли решение передать право на правление Гору.

Бог солнца Ра взял Сета в свою ладью, на которой он днем плывет по небу с востока на запад, а ночью - в подземном царстве Осириса – уже с запада на восток. Сет стоит на носу лодки солнечного бога и копьем поражает злого змея Апопа, злейшего врага Ра.

Ладья Ра - бога солнца в мифологии Древнего Египта. Папирус. XXI династия (ок. 1070-945 гг. до н.э.). Музей археологии, Познань, ПольшаЛадья Ра - бога солнца в мифологии Древнего Египта. Папирус. XXI династия (ок. 1070-945 гг. до н.э.). Музей археологии, Познань, Польша

Вот такие переливающиеся друг в друга мифы и легенды, имеющие в каждом варианте свои интересные особенности, играли определяющую роль в духовной культуре и религиозных представлениях древних египтян более 3000 лет.

Египетские мифы и предназначение пирамид

Великий фараон Рамзес II под охраной бога Амона. XIX династия. Храм в Карнаке, Египет Великий фараон Рамзес II под охраной бога Амона. XIX династия. Храм в Карнаке, Египет Сегодня мифы и легенды Древнего Египта воспринимаются как сказка. Ну, скажем так, любая религия - это сказка. Но, похоже, такая сказка, без которой подавляющее большинство людей обойтись не могут и не смогут как в наше время, так и в будущем.

Религия как специфическая форма духовного освоения и познания мира будет существовать до тех пор, видимо, пока будет существовать человечество.

Атеизм - это духовный выбор возможный по ряду причин, о которых подробно говорить здесь не будем, только для очень небольшого числа людей даже в XXI веке.

В древности же появление людей, сознание которых свободно от религиозных взглядов и установок, было исключено в принципе: сомневающиеся быть могли, совсем неверующие в существование сверхъестественные сил - нет.

Фараон XII династии Сенусерт III - один из строителей пирамид. Британский музейФараон XII династии Сенусерт III - один из строителей пирамид. Британский музейВот и египтяне верили в свою сказку. Точно так же, как и фараоны – очеловеченные боги Горы. Но даже боги, как говорят легенды, могут умереть, поэтому фараоны боялись смерти не меньше, чем простые жители Египта.

Фараоны хотели жить вечно. А помочь им могли в этом только пирамиды - сооружения, которые не подвластны времени.

Долгое время полагали, что пирамиды являлись каменными могилами для захоронения мумий фараонов. Исходили из того, что древние египтяне верили, что в пирамиде душа фараона - Ка – сможет найти нетленное тело, и земной владыка уже после своей смерти вновь обретет могущество и получит бессмертие в загробном мире.

Идея, что после смерти душа обязательно встретит свое тело, если оно сохранилось, является одной из центральных как для мифов и легенд, так и в целом для религии Древнего Египта.

Ученые в последние десятилетия склоняются к мнению, что пирамиды строились не для того, чтобы стать реальной могилой для мумии властителя Египта. Поскольку невозможно игнорировать тот факт, что ни одной мумии в пирамидных сооружениях не была найдено. Саркофаги, которые нашли в пирамидах, видимо, всегда были и оставались пустыми.

На переднем плане пирамида фараона V династии Униса, позади видна ступенчатая пирамида фараона III династии Джесера - древнейшая пирамида как в Египте, так и в миреНа переднем плане пирамида фараона V династии Униса, позади видна ступенчатая пирамида фараона III династии Джесера - древнейшая пирамида как в Египте, так и в миреЛоманная пирамида фараона IV династии Снофру - отца ХеопсаЛоманная пирамида фараона IV династии Снофру - отца ХеопсаПирамида фараона V династии СахураПирамида фараона V династии Сахура

Постепенно пришло такое понимание роли и значения пирамид: они были частью ритуально-погребального комплекса, но не в качестве могилы фараона. Пирамиды выполняли роль солнечной лестницы, по которой умерший владыка поднимался в небесную высь, чтобы присоединиться там к богам и обрести вечное бессмертие.


Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (29.10.2013 16:20)

 
Рейтинг@Mail.ru