Главная Религия Древнего Египта Религия древних египтян


Религия древних египтян

Фиванская триада: боги Хонсу, Мут и Амон с фараоном Рамсесом III. Папирус. XX династия.Фиванская триада: боги Хонсу, Мут и Амон с фараоном Рамсесом III. Папирус. XX династия.Понять, почему и зачем строили пирамиды невозможно без определенного понимания того, во что верили жители Древнего Египта. Религия древних египтян является одной из самых сложных религиозных систем в мире.

На данном сайте содержится список и описания 148 египетских богов и богинь. Каждая статья о богине или боге сопровождается их изображениями - это фото из экспозиций музеев мира, рельефов и росписей египетских храмов и т.д.

Статьи написаны специально для сайта "Египетские пирамиды навсегда!" (размещение статей на других веб-ресурсах запрещено автором) на основании в основном зарубежных источников - англоязычных, французских, испанских, немецких, итальянских, датских и польских.

Также ведется работа над разделом "Египетские боги в музеях мира", где посетители сайта могут познакомиться с экспонатами ведущих египтологических музеев мира, отражающими пантеон египетских богов.

Сотни и тысячи богов и богинь

Сейчас известно, что у Древнем Египте было более 2 (двух) тысяч богов и богинь! Причем были боги, которым поклонялись по всему Египту, но также были боги, поклонение которым носило локальный – местный характер. И, конечно, разобраться с этим множеством богов и богинь не так легко, особенно учитывая, что религиозные взгляды в рамках древнеегипетской цивилизации постепенно менялись.

Одни египетские боги поднимались над другими, потом другие боги приходили им на смену, сливались образы и атрибуты отдельных богов, у некоторых появлялись новые свойства и качества, а у других, наоборот, исчезали. Это мы можем судить по археологическим находкам, текстам, найденным в пирамидах, гробницах и храмах. В основном по ним ученые пытаются воссоздать и понять историю Древнего Египта, его культуру и религию. Много ценных сведений о богах и религии содержися в мифах Древнего Египта.

Свой вклад внесли и частично сохранившиеся сочинения древних греков (Геродот, Диодор и особенно Плутарх), которые проявляли большой интерес к Египту, его истории, культуре, мифологии, религии.

Забытая на 1500 лет культура

Факт остается фактом: одна из древнейших и величайших мировых цивилизаций древности в духовно-культурном плане исчезла практически бесследно. Войны, завоевания, смена языков, культур, государственности, смешение народов на территории, где когда-то был Древний Египет, привели к тому, что культурно-духовное наследие древних египтян было почти забыто и утеряно.

Был забыт язык, была забыта письменность, была забыта и большая часть религиозных знаний. Многое из культурного наследия древних египтян за полторы тысячи лет, на которые растянулся этот период забвения, было безвозвратно уничтожено и разрушено.

Двести лет назад, когда ученые приступили к изучению Древнего Египта, его история, и религия были terra incognita – белым пятном. Причем не только для европейцев, но и для тех, кто жил на территории бывшего Древнего Египта.

Индийский политический и государственный деятель Джавахарлал Неру еще более 80-ти лет назад в своей книге "Взгляд на всемирную историю" отметил парадоксальную вещь: между новым народом, который населяет Египет ныне, и древней цивилизацией этой страны не существует связующего звена.

Только благодаря кропотливой работе египтологов (в основном не египтян по происхождению) мы уже многое знаем о Древнем Египте, в том числе и об его религии, но, конечно, многое, очень многое нам еще неизвестно.

Центральная идея - идея восстановления тела

Древняя египетская религия была основана на идее восстановления — вере в то, что физическое тело умершего буквально оживет, встанет и пойдет в загробном мире. В отличие от религий перевоплощения, где считается, что человек (его душа) вернется в этот мир снова, воплотившись в новом теле, египетское понимание восстановления означало, что именно то тело человека, которое он имел при жизни, будет необходимо после смерти, чтобы продолжить жить уже в загробном мире.

Таким образом, одной из важнейших задач всего погребального ритуала было максимальное сохранение тела умершего от процессов разложения, распада и исчезновения. Поэтому мумификация тел умерших, создание таких усыпальниц и гробниц, в которых мумия не будет подвергатся вредным воздействиям окружающей среды, стало неотъемлемой частью религиозного мировоззрения и культовой практики древних египтян.

Без мумий, надежно хранящих их гробниц, невозможно воскрешение умершего в загробном мире. Нет тела, не сохранилось даже изображений умершего, значит, душе будет некуда возвратиться - жизнь после смерти в таком случае для покойника невозможна.

Идея восстановления является такой чертой религии Древнего Египта, которая принципиально отличает ее от большинства более поздних религий, для которых характерна, как правило, идея перевоплощения.

Свои особенности на каждом этапе истории

Для древнеегипетской религии в целом, видимо, невозможно дать однозначного научного определения, которыми характеризуют ступень в развитии религии: языческий политеизм (наличие многих богов, независимых друг от друга), энотеизм или монолатрия (признание «своим» одного или нескольких богов из множества существующих и признаваемых богов), супремотизм (один из богов политеистического пантеона начинает играть главенствующую роль, остальные боги являются подчиненными ему), монотеизм (вера в единого бога – единобожие).

В последние годы в популярной литературе получила распространение теория о том, что традиция монотеизма в религии Древнего Египта существовала всегда и, притом, главенствовала.

Появились даже адепты новой религии, которую они считают истинной религией древних египтян. По их взглядам, все существовавшие древнеегипетские боги были порождением или ипостасью главного бога – его иногда называют богом солнца Ра, иногда – Нетьер (Netjer на древнеегипетском языке означает «духовная, чудодейственная сила».)

Однако если рассматривать древнеегипетскую религию в контексте исторического развития, продолжавшегося несколько тысячелетий, то в ней можно отметить все этапы, отвечающие традиционным характеристикам развития религии с важной оговоркой – монотеистической религия Древнего Египта так и не успела стать, несмотря на явное движение в эту сторону.

То есть религию древних египтян нужно рассматривать не как абстрактное целое, а как явление, имеющее свои особенности на разных этапах развития истории Древнего Египта, его экономики (развития производительных сил), политики и социума.


Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (23.08.2014 23:03)

 
Рейтинг@Mail.ru