Главная Боги Египта в музеях мира


Египетские боги в музеях мира

Статуя молодого Хая Аменхотепа, впоследствии обожествленного

Одна из двух гранитных статуй Аменхотепа, сына Хапи, хранящихся в Каирском музее. Одна из двух гранитных статуй Аменхотепа, сына Хапи, хранящихся в Каирском музее. Это одна из двух статуй сановника XVIII династии Аменхотепа, сына Хапи, жившего ок. 1450 – 1370 гг. до н.э., находящихся ныне в Каирском музее Египта.

На этой статуе Аменхотеп по прозвищу Хай – прославленный архитектор фараона Аменхотепа III – предстает в еще относительно молодом возрасте.

Высота статуи, сделанной из серого гранита - 128 см, ширина - 81 см, глубина (длина) -72 см.

Сын Хапи изображен в традиционной для писцов позе. Это сидящий человек со скрещенными ногами, с папирусом на коленях и письменными принадлежностями - правой рукой он держит палочку для письма, на левом колене прибор с чернильницами.

Три детали говорят о том, что это не рядовой песец-чиновник, а высокопоставленный сановник:

  • имя фараона на груди;
  • длинный, тщательно завитый и причесанный парик;
  • жировые складки на животе – символ богатства и успеха.

Почти точный дубль этой статуи находится в Луксорском музее Египта. Обе они был найдены археологом Легреном в 1913 году при раскопках храма в Карнаке.

Вторая статуя, хранящаяся в Каирском музее, показывает зодчего в пожилом возрасте, когда он всеми воспринимался уже как святой за свою долгую жизнь, отмеченную великими свершениями в строительстве и управлении государством. Недаром после своей смерти Аменхотеп, сын Хапи был обожествлен - ему поклонялись в Фивах как богу мудрости и медицины.

Обновлено (13.02.2014 22:02)

 

Гранодиоритовая Сехмет из Познани

Грозная богиня Сехмет. Гранодиорит. XVIII династия. Археологический музей, г. Познань, Польша Грозная богиня Сехмет. Гранодиорит. XVIII династия. Археологический музей, г. Познань, Польша Эта статуя Сехмет из гранодиорита встречает посетителей в вестибюле Археологического музея, который находится в польском городе Познань.

Богиня предстает как сидящая женщина с головой львицы, увенчанной солнечным диском с уреем (змеей). В левой руке у нее анх - символ жизни.

Сехмет была для египтян одним из воплощений богини небес, опасным для врагов «Оком Ра» и космической матерью фараона. Поклонялись ей с древнейших времен.

Данная статуя - одна из 700 с лишним статуй богини-львицы Сехмет, которые были вырезаны по приказу фараона XVIII династии Аменхотепа III (ок. 1402-1364 гг. до н.э.) для его заупокойного храма в Ком эль-Итане в западных Фивах. Однако когда храм был разрушен землетрясением, значительное количество статуй еще в древности было снято со своих первоначальных мест и установлено в зоне храма богини Мут (жена бога Амуна, с которой Cехмет стала идентифицироваться) в Карнаке.

Именно эти статуи, сделанные из гранита, гранодиорита и диорита, можно сейчас увидеть в египтологических экспозициях многих музеев всего мира. Учитывая, что каменные породы, из которых они сделаны, очень тверды, египетским мастерам-каменотесам пришлось немало потрудиться, чтобы не только вырубить их, но и тщательно обработать поверхность многих из них.

Иероглифический текст около правой ноги: “Прекрасный бог, бог Двух Земель, Neb-Maat-Pa (имя Аменхотепа III - lato), любимый Сехмет, вечно дарующей жизнь”.

Текст около левой ноги: “Любимый Сын Ра, Аменхотеп, Правитель Фив, любимый Сехмет, вечно дарующей жизнь”.

Имя Амон (Amun) в картуше фараона было стерто в период правления его сына - фараона-отступника Эхнатона, но впоследствии его постарались восстановить.

 

Рельеф с Сешат из Бруклинского музея

Сешат. Рельеф на известняке. Среднее царство. XII династия. Бруклинский музей, Нью-Йорк, СШАСешат. Рельеф на известняке. Среднее царство. XII династия. Бруклинский музей, Нью-Йорк, СШАЭтот фрагмент рельефа из известняка был найден в храме пирамидного комплекса фараона XII династии Сенусрета I (ок. 1962-1917 гг. до н.э.) в Лиште. Он имеет размеры: 52.5 x 59 см.

На рельефе изображена богиня письма Сешат. Сидящая богиня правой рукой пишет палочкой для письма на папирусе, дощечку с которым придерживает своей левой рукой.

На голове у нее знак, который является характерным только для этой богини и ее формы Сефхет-Абви – символ, напоминающий семиконечную звезду, обрамленный сверху двумя изогнутыми линиями. У египтологов пока отсутствует какая-либо стройная гипотеза, объясняющая происхождение и смысл знака богини письма.

Специалисты Бруклинского музея установили, что данная композиция с богиней Сешат была скопирована с рельефа, который был вырезан по крайней мере тремястами годами ранее для фараона VI династии Пепи II (ок. 2279-2181 гг. до н.э.), последнего великого правителя Древнего царства.

Этот частный пример подтверждает давно известный факт: основные каноны древнеегипетского искусства, сложившись в эпоху Древнего царства, стали образцами для подражания и копирования для Среднего и Нового царств. Это относится как к строительству пирамид (которое продолжалось в Среднем царстве) и архитектуре, так и к искусству в целом.

Обновлено (20.07.2014 23:49)

 

Бронзовая статуэтка женщины-скорпиона

В Луврском музее хранится интересная бронзовая статуэтка египетской богини-скорпиона Серкет, имеющей также черты богини Исиды. Эта статуэтка относится к Позднему периоду (см. Периодизация истории Древнего Египта).

Исида-Серкет в облике женщины-скорпиона. Луврский музей, Париж, ФранцияИсида-Серкет в облике женщины-скорпиона. Луврский музей, Париж, Франция

Серкет изображена как женщина с телом скорпиона, на голове у нее расположен солнечный диск между лировидных рогов (рога и солнечный диск – это атрибут, характерный для Исиды).

В египетской мифологии Серкет (Селкет, Селкис, Селкхет, Селкхит, Селхис) была обожествленным скорпионом. Укус скорпиона приводят к параличу и смерти, а Серкет была той богиней, которая могла вылечить от последствий укусов как скорпионов, так и змей. Полное имя этой богини – Серкет-хетут, можно перевести как «та, которая возвращает горлу дыхание». Это связано с тем, что человек при действии яда скорпиона начинает задыхаться, чтобы он не умер, ему надо «вернуть дыхание».

Верхняя часть рогов, обрамляющих солнечный диск, у статуэтки утеряна Верхняя часть рогов, обрамляющих солнечный диск, у статуэтки утеряна В древнеегипетском искусстве Серкет изображается обычно как скорпион, или как женщина со скорпионом на ее голове. У Серкет не было храмов, но ей поклонялись по всему Египту. Она почиталась в качестве очень важной богини и, как иногда полагали фараоны, была их покровителем. Как защитник против ядов и укусов змей, Серкет защищала богов и от гигантского змея Aпопа, который был олицетворение зла и агрессии.

Серкет также почиталась как защитница мертвых, она была защитником помещений для бальзамирования, а также одной из четырех каноп (канопы - сосуды с забальзамированными внутренними органами умершего). Она опекала канопу в облике бога Кебексенуфа – одного из четырех сыновей Гора (остальные три брата отвечали за оставшиеся три канопы). В канопе, находящейся под охраной Серкет и Кебексенуфа, находились кишки покойного. Эта конопа обычно размещалась у западной стороны могилы. Если канопы находились в специальном контейнере, то угол с сосудом-флягой в виде Кебексенуфа (с головой сокола), как правило, тоже ориентировали на запад.

Помимо Серкет защитницами других каноп выступали могущественные богини: Исида, Нейт и сестра Исиды - Нефтида. Нахождение в составе таких богинь само по себе говорит о важности самой Серкет для древних египтян.

В конечном счете, в ходе долгой египетской истории, Серкет начала во многом идентифицироваться как Исида. Их образы пересекались, переливались друг в друга. В поздний период истории Древнего Египта Серкет выступала во многом как аспект, форма великой Исиды. Это тем более становится понятным, если учесть, что Исида и в древние времена являлась богиней, способной излечить от укусов скорпионов. Об этом, например, говорит «миф о семи скорпионах».  

Обновлено (29.10.2013 16:23)

 

Мраморный бюст Сераписа

Мраморный бюст бога СераписаМраморный бюст бога СераписаБюст Сераписа. Мрамор, римская копия с греческого оригинала. Музей Ватикана.

Серапис (Сарапис) был синкретическим греко-египетским божеством, которое Птолемей I Cотер в начале III в. до н.э. объявил богом-покровителем Александрии.

Намерение Птолемея, возможно, состояло в том, чтобы найти божество, которое завоевало уважение и почиталось бы как греками, так и египтянами.

Такое божество нашлось в лице Осараписа – формы богов Осириса и Аписа, которые наряду с Исидой, супругой Осириса, и их сыном Гором (Горпократом, Хором) почитались в Египте повсеместно. Имя Серапис – это вариант греческого прочтения имени Осарапис.

Однако Серапис не тождественен Осарапису – он синтезировал качества не только египетских, но и греческих богов – Зевса, Гелиоса, Дионисия, Аида, Асклепия.

Причем черты эллинистических богов приобрели у этого персонажа доминирующий характер, включая его облик. Видимо, это является одной из причин того, что культ Сераписа в самом Египте был популярен только в Александрии и Мемфисе – главных центрах взаимопроникновения греческой и египетской культур.

За пределами Египта культ Сераписа получил широкое распространение по всему Средиземноморскому побережью.  

Обновлено (30.06.2013 16:10)

 
Еще статьи...
Рейтинг@Mail.ru