Главная Зачем строили пирамиды Египетские пирамиды и бессмертие фараонов


Египетские пирамиды и бессмертие фараонов

Бог Анубис с мумией. Роспись на стене гробницы СеннеджемаБог Анубис с мумией. Роспись на стене гробницы Сеннеджема Древние египтяне строили пирамиды для того, чтобы обеспечить бессмертие фараону - "живому богу". Это было для них делом чрезвычайной важности, от которого зависело и многое другое в их жизни и в жизни всей страны. И египтяне не сомневались, что пирамиды и бессмертие неразрывно связаны между собой. Они в это свято ВЕРИЛИ! А когда люди верят, то всегда находят подтверждения своей вере. Так уж устроен человек, такова его психическая природа.

На форумах, связанных с темой египетских пирамид, довольно часто встречаются примерно такие вопросы: «Ну, зачем, зачем в Древнем Египте строили эти пирамиды? Столько сил, ресурсов и времени на них было потрачено! Разве они не видели, что строительство пирамид не делает их жизнь лучше?».

Пирамиды как элемент религиозных воззрений

Самые знаменитые пирамиды мира - Хеопса (слева) и ХефренаСамые знаменитые пирамиды мира - Хеопса (слева) и ХефренаПирамиды Древнего Египта являются предметным воплощением религиозных взглядов древних египтян. Понять смысл огромного труда, который был вложен в создание пирамид, необходимость строительства этих сооружений невозможно без учета религии Древнего Египта, представлений древних египтян о сверхъестественных силах (богах, духах и демонах), загробном мире, судьбе человека после смерти и т.д.

У каждого земного владыки Древнего Египта были свои повседневные заботы и проблемы. Но была у них одна забота, которая буквально не давала им спокойно спать. Обладая абсолютной властью на земле, они хотели обрести вечную жизнь и владеть этой властью и после окончания земной жизни. Бессмертие - вот что было целью египетского фараона.

Загробная жизнь в представлении египтян

Египтяне верили, что жизнь после смерти будет продолжением земной жизни. Что и в загробной жизни им будет нужна еда, питье и все остальное, что необходимо и в земной жизни. Определенное число этих вещей помещались непосредственно в могилы во время похоронных ритуалов. Кроме того, они надеялись, что после похорон еда и питье будут им регулярно предоставляться и в будущем. Чтобы обеспечить это, некоторые египтяне заключали своеобразные договора со жрецами некрополей или храмов на проведение специальных регулярных ритуалов.

Сцена  подношения - одна из самых распространенных тем рельефов и стел.Сцена подношения - одна из самых распространенных тем рельефов и стел.На стелах и стенах гробниц делались надписи, которые должны были побудить будущих посетителей кладбища делать соответствующие подношения. В этих текстах рассказывается о том, каким благочестивым был человек при жизни, что он заслуживает достойной награды и после смерти. Очень характерным приемом было постоянное использование таких по смыслу фраз: «это сделает Вас лучше, чем был я», «это не будет обременительно, но очень полезно для Вас» и т.д. Они пытались привлечь внимание посетителей как необычными формулировками, так и способами написания подобных текстов, которые дополнялись рельефными изображениями и рисунками.

Если все эти усилия не приводили к реальным подношениям, то могилах и гробницах всегда была представлена еда в форме текстовых перечней, изображений и моделей зданий зернохранилищ, пекарен и пивоварен. Также здесь были и ушебти – статуэтки людей, которые выполняли разные работы для покойного при жизни, чтобы они продолжали их выполнять для него уже после смерти. Все эти меры были предназначены для того, чтобы гарантировать покойному загробную жизнь, которая должна быть, по крайней мере, не хуже, чем была у него на земле.

В загробном мире умершему угрожало немало опасностей. Поэтому покойного сопровождало много текстов, специально разработанных, чтобы рассеять или преодолеть эти опасности. Тексты были написаны иероглифами - особыми графическими знаками, на которых основана письменность  древних египтян.  В эпоху Древнего царства это были тексты для одного только фараона («Тексты Пирамид»), но уже во времена Среднего царства все больше и больше становится групп людей, которых тоже сопровождают подобные тексты («Тексты саркофагов», «Книга мертвых»). Эти погребальные тексты дают достаточно полную картину того, как древние египтяне представляли себе загробную жизнь. Некоторые саркофаги содержат своеобразные карты загробного мира.

Амдуат, одна из книг о загробном мире, датирующаяся временем Нового царства и высеченная (нарисованная) в различных могилах в Долине королей (место погребения фараонов на западном берегу Нила напротив Фив), дает детализированные картины потустороннего мира, включая его измерения. Центральной идеей, которая содержится во всех этих текстах, является желание ассимилироваться с богом Осирисом – царем загробного мира, что первоначально относилось только к фараону. Позже уже каждый умерший в текстах упоминается как "Осирис такой-то и такой-то".

Зачем сохранять тело покойника?

Неотъемлемым от этих взглядов было и убеждение в том, что умерший в загробном мире «живет» в том теле, которое у него было при земной жизни. То есть центральной идеей религии древних египтян была идея восстановления, а не идеи возрождения или перерождения, как у многих других религий. Поэтому обязательно нужно сохранить тело в нетленном состоянии.

Сложились такие взгляды не случайно. Для них были вполне осязаемые материальные основания. Древние египтяне (да и современные тоже) жили в долине Нила. Великая река во время разливов затапливала огромные территории. Селения зачастую оказывались на островках. Они изначально строились на возвышенностях и защищались дамбами. Но оградить большие площади людям было не под силу, да и уменьшать площадь плодородных земель было просто неразумно. Поэтому египтяне с древних времен хоронили умерших на краю соседних с долиной пустынь. Сюда не доходили разливы великой реки, эта земля была непригодна для сельскохозяйственных нужд. Зато она замечательно подходила для захоронений.

Додинастическое захоронение. IV тыс. до н.э. Британский музейДодинастическое захоронение. IV тыс. до н.э. Британский музейСо временем выяснилось, что завернутые в простые циновки тела умерших остаются здесь длительное время почти в нетронутом состоянии: песок пустыни и жаркий климат высушивали их, предохраняя от процессов гниения и разложения. А поскольку тела не истлевают, то, наверное, по мнению, которое постепенно у египтян сформировалось, это имеет какой-то глубокий смысл.

Так, постепенно, начала зарождаться вера в то, что загробная жизнь возможна лишь при условии сохранности тела. Ка – невидимый двойник человека, рождающийся вместе с ним, должен вернуться после смерти в тело покойного. Если же ему вернуться некуда в случае отсутствия тела (или, на крайний случай, статуи или стелы с изображением умершего), то он гибнет, а значит, загробной жизни у покойного не будет.

"Дом" для умершего

Когда такие взгляды сформировались, то стали предприниматься специальные действия, чтобы сохранить тело после смерти. Особенно это стало необходимым, когда тела знатных людей, поднявшихся над простым народом, уже не Мастаба из некрополя Гизы.Мастаба из некрополя Гизы.хоронили по традициям первобытного общества. Их стали хоронить в специально построенных гробницах – мастаба, представлявших собой прямоугольное сооружение с плоской крышей (мастаба – в переводе с арабского означает «скамья»).

Мастаба возводили вначале из глиняных кирпичей, высушенных на солнце, и деревянных балок – то есть из тех же материалов, из которых строились в то время дома знати. Вообще, исследователи отмечают, что захоронения Древнего Египта являются своеобразной калькой земных жилищ египтян.

(Окончание статьи см. здесь: Египетские пирамиды и бессмертие фараонов. Часть 2)


Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (26.09.2013 18:12)

 
Рейтинг@Mail.ru