Главная Религия Древнего Египта Бог Пта – главное божество Мемфиса


Бог Пта – главное божество Мемфиса

Пта. Египетский музей в ТуринеПта. Египетский музей в ТуринеПта (Птах) - одно из важнейших и древнейших божеств Древнего Египта. В египетской мифологии Пта был главным богом Мемфиса, который создал Луну, Солнце и Землю. Свидетельства о нем имеются со времени 1-й династии.

Видимо, он первоначально был только местным мемфисским важным божеством, влияние которого по Египту развивалось и распространялось медленно в течение долгого времени.

Даже в «Текстах пирамид» Пта упомянут только косвенно буквально несколько раз. Однако трудно установить, произошло ли это потому, что он не обладал еще важными функциями или это было связано с желанием богословов Гелиополиса (авторов «Текстов пирамид») ослабить позиции главного бога Мемфиса.

Супруг львиноголовой Сехмет

Пта и его жена СехметПта и его жена СехметСогласно египетской мифологии его супругом была свирепая богиня любви, войны и мести в облике львицы Сехмет. Вместе с их сыном, богом первобытного лотоса и растительности Нефертумом они составляли главную божественную триаду Мемфиса.

Иногда сыном Птаха считался обожествленный Имхотеп - реальное историческое лицо, визирь и строитель первой пирамиды в Египте – ступенчатой пирамиды фараона Джосера. Через много веков после своей смерти он был обожествлен и почитался как бог-покровитель медицины и строительства.

Помимо Сехмет женами божества иногда считались Бастет, Хатхор, Тефнут и Маат. Первые три богини часто изображаются так же, как и Сехмет, в образе львиц.

Земное воплощение бога Пта было живым и осязаемым: земным воплощением бога Пта был священный бык Апис.

Египетский бог Птах, по мнению исследователей, выполнял следующие важные функции, о которых речь пойдет ниже.

«Господин Мемфиса»

Рельеф из храма Сети I (1291-1278 гг. до н.э.) в АбидосеРельеф из храма Сети I (1291-1278 гг. до н.э.) в АбидосеПта неразрывно связан с Мемфисом. То обстоятельство, что во время объединения страны приблизительно около 3000 г. до н.э. город стал административной столицей Египта, сыграло важную роль в том, что главный бог Мемфиса - "господин Мемфиса" - стал главным божеством и на всех прилегающих к столице территориях.

Один из храмов Мемфиса, посвященных Птаху, назывался «Hut-ka-Ptah» или «особняк (храм) kа (души) Пта». Древние греки перевели название процветающего тогда сообщества как Aigyptos (Египет). Постепенно этот греческий термин закрепился за всей страной.

Таким образом, современное европейское название страны появилось отчасти благодаря имени древнего бога.

Покровитель мастеров и ремесел

Покровитель ремесел. Статуя из Королевского музея Онтарио, Торонто, КанадаПокровитель ремесел. Статуя из Королевского музея Онтарио, Торонто, КанадаМемфис был не только административным и религиозным центром. Он был городом, в котором проживало много мастеров-ремесленников, которые специализировались в основном на производстве погребальных товаров. Поэтому их продукция пользовалась устойчивым и постоянным спросом, в том числе и за пределами столицы.

Для египтян земная жизнь была только прелюдией к загробной жизни, к которой они готовились практически с рождения. Архитектура, живопись, скульптура, письменность, да и в целом искусство были необходимы, чтобы проводить человека в последний путь и обеспечить ему посмертное воскрешение и загробную жизнь в соответствии со строгими погребальными традициями и регламентом, освященными религиозными доктринами.

Если Пта и не был первоначально богом мастеров, то стал им еще в эпоху Древнего царства. В этой роли Пта и сам воспринимался как скульптор или кузнец человечества и создатель прикладного искусства. Интересно отметить, что в этом качестве он особенно был связан с карликами, которые традиционно работали ювелирами и ремесленниками еще в эпоху Древнего царства.

Его считали своим покровителем ремесленники (в первую очередь, ювелиры и скульпторы) не только Мемфиса, но и многих других мест. В частности такими были рабочие Дейр ель-Медины, строившие королевские усыпальницы в Долине Королей. Поэтому совсем неудивительно, что греки считали Пта своеобразным аналогом своего бога-кузнеца Гефеста.

«Мемфисское богословие»: Пта – создатель и демиург

Гранитный рельеф с изображением Амона и Птаха (правление Птолемея II, 284-246 гг. до н.э.). Музей искусств, Бостон, СШАГранитный рельеф с изображением Амона и Птаха (правление Птолемея II, 284-246 гг. до н.э.). Музей искусств, Бостон, СШАУже в Среднем царстве Пта был уже известен как божественный мастер, который мог сделать новое тело для мертвого человека. Однако мемфисские богословы развили идею «божественного мастера» значительно дальше.

В Мемфисе была найдена стела, на которой объясняется космогония и принципы этой богословской доктрины. Это доктрина известна под названием «Мемфисское богословие». Египтологи полагают, что она относится ко времени Нового царства.

Согласно ей, Пта является «самосозданным», «самопорожденным» божеством, он - единственный истинный бог-создатель. Все духовные существа как божественные, так и человеческие произошли от его мыслей и слов. Божества – создатели мира, которым поклоняются в других городах, на самом деле созданы Пта. Также именно он был носителем этических принципов, является «Богом Правды» во все исторические периоды.

Он стал демиургом посредством духовных понятий таких, как его сердце (резиденция мысли), его языка и слов (созидательный глагол) и Maat (понятие порядка и правосудия).

Однако «Мемфисское богословие» - это не теология монотеистической религии (единобожия). Оно достаточно противоречиво, туманно и логически непоследовательно. В нем существование других богов не только не отрицается, а дополняется новыми штрихами.

Он идентифицируется со многими другими божествами другого религиозного центра Древнего Египта – Гелиополя. Пта связан с Нуном и Наунет, божествами первородных вод, которые «родили» Атума. То есть Пта опосредовано сформировал создателя мира Атума с его сердцем и языком.

Пта-Татенен (Taтенен - местный мемфисский бог земли и созидания) был персонификацией «первобытной насыпи» - первого «острова» в первородных водах, где началось создание мира и вселенной.

Беря на себя роль Шу, Пта, как считали, сделал небо и поднял его выше земли так легко, как будто это было перо. Он объединил Верхний и Нижний Египет как Гор.

В одном из гимнов, записанных на папирусе, хранящемся в музее Лейдена, египетский пантеон богов уменьшен до трех: Амон (скрытая власть), Ра (видимая власть на небесах) и Пта (власть на земле).

Пта-Сокар и другие «Пта»

Пта-Сокар-Осирис. Ок. 600 г. до н.э. Дерево. Новый музей, Берлин, ГерманияПта-Сокар-Осирис. Ок. 600 г. до н.э. Дерево. Новый музей, Берлин, ГерманияПомимо Пта-Татенена, в образе которого Птах приобретает связь с почвой и плодородием, существует большое количество божественных персоналий, в состав имен которых входит имя Пта.

Одним из таких богов является Пта-Сокар. Сокар – покровитель умерших. А Пта-Сокар – божество, обеспечивающее защиту и покровительство как живым, так и мертвым.

Пта также был частью сложной тройной божественной фигуры в лице Пта-Сокара-Осириса. Эта божественная группа интерпретировалась как символизация всего цикла регенерации: Птах (создание и поддержание), Сокар (метаморфозы, связанные со смертью), Осирис (возрождение).

Пта-Сокар-Осирис иногда показывался как бог, осуществляющий контроль над судом мертвых в «Зале двух истин», в который душа умершего попадала после смерти человека. Этот образ оставался важным в религиозных погребальных традициях даже во времена, когда в Египте установилось римское господство.

Статуэтки Пта-Сокара-Осириса в виде ушебти (погребальных статуэток) находят во многих захоронениях Древнего Египта, где они выполняли роль защитных амулетов.

Когда Пта был связан с первичным водным хаосом, который существовал перед моментом создания мира, то он имел имя Пта-Нун, когда связан с Нилом, то божеству поклонялись как Пта-Хапи и т.д.

Поэтому в египетском пантеоне богов есть и такие божественные персоналии и ипостаси «основных богов», как Пта-Тот, Пта-Атум, Пта-Амон, Пта-Ра, Пта-Себек-Ра, Пта-Хнум и другие.

Такое перетекание, изменчивость, подвижность божественных образов совершенно не смущали египтян: в каждой ситуации боги «проявляли» именно те свои качества и стороны, которые, по мнению древних, были необходимы именно в этих условиях. И такая группировка необходимых качеств и свойств в одном комбинированном божественном образе для них была привычной религиозной традицией и практикой.

Слушатель молитв

Стела с Птахом. Найдена в Дейр эль-Медине. Музей в ЛувреСтела с Птахом. Найдена в Дейр эль-Медине. Музей в ЛувреКак и большинство древнеегипетских богов Пта наделен многими комплементарными эпитетами. Но у эпитетов, расхваливающих бога как слушателя молитв, похоже, было особое значение. О нем говорится, как об «ухе, которое слышит».

Во время Нового царства Птах приобретал репутацию сострадательного божества. Как Птах – «ухо слушания», он слушал и, по мнению египтян, слышал молитвы простых людей.

В Дейр эль-Медине была найдена стела, созданная по обету. В ней один рабочий по имени Нефераби признается в том, что дал ложную клятву с упоминанием имени Пта. За это он жестоко поплатился – вскоре ослеп. Он умоляет Пта простить его и вернуть ему зрение.

Посох бога Пта. Иконография

Иконографические традиции изображения божества оказались устойчивыми и стабильными на протяжении всего времени существования древнеегипетской цивилизации. Уже его самое раннее изображение, относящееся к 1-й династии, содержит черты, которые потом будут воспроизводиться на протяжении трех тысяч лет.

Посох повторяет изгибы тела сидящего Пта. Фрагмент стелы. Известняк. XIX династия. Британский музейПосох повторяет изгибы тела сидящего Пта. Фрагмент стелы. Известняк. XIX династия. Британский музейПта изображается в подавляющем большинстве случаев в антропоморфном виде. Он имеет облик человека, нижние конечности которого и туловище плотно обернуты саваном, оставляя свободными руки, держащие комбинированный посох-скипетр, включающий в себя три элемента:

  • Столп «джед» - символ растительности, плодородия и стабильности;
  • Скипетр «уас» - символ власти и силы;
  • Знак «анкх» - символ жизни.

Первоначально посох бога Пта состоял из опоры «джед», а «уас» и «анкх» добавились к нему, начиная со Среднего царства. Пта даровал эти три качества египетским королям, которые часто короновались в его храме в Мемфисе.

На голове у него обычно изображается обтягивающая шапочка. Только иногда в образе, в котором подчеркивается его связь с Осирисом, он может иметь головной убор с двумя горизонтальными вычурно изогнутыми рогами, а также солнечный диск между двумя высокими перьями.

Борода  бога Птаха. Фрагмент статуи из храма Амона, Фивы (XVIII династия,  правление Аменхотепа III, 1402-1364 гг. до н.э.). Музей в Турине,  ИталияБорода бога Птаха. Фрагмент статуи из храма Амона, Фивы (XVIII династия, правление Аменхотепа III, 1402-1364 гг. до н.э.). Музей в Турине, ИталияВо времена Древнего царства египетский бог Птах часто изображался безбородым. Начиная со времени Среднего царства, Пта носит отличительную бороду. Она прямая или трапецивидно расширяющаяся к низу с прямым срезом. Другие боги египетского божественного пантеона, как правило, носят изогнутую клиновидную бородку, сужающуюся к низу. То есть, он - единственный египетский бог, который носит прямую бороду вместо традиционной, с кривым концом.

Есть еще одна характерная деталь в изображении Птаха – широкий воротник (иногда с ожерельем – «менат») заканчивается спускающейся сзади вдоль спины деталью в виде большой кисти. Эта деталь позволяет отличить даже частичные изображения Птаха от схожих с ним изображений бога Хонсу.

Отдельно нужно сказать о цвете кожи Птаха. Помимо обычной цветовой гаммы, она могла быть астрономического синего цвета (цвет небес, цвет богов), а иногда изображалась зеленой (цвет растительности, жизни и возрождения).

В трудах Геродота (V в. до н.э.) есть упоминание о том, что он видел в Мемфисе статуи Пта в образе карлика. Исследователи предполагают, что, возможно, эти статуи были изготовлены по обету и изображали не самого бога, а ремесленников-карликов, обращающихся к богу. Хотя имеются также и изображения самого Пта в виде карлика на некоторых досках Последнего Периода, предназначенных для лечебной магии. Кстати, Геродот придумал производное название от имени Пта - Патайкос, для защитных божков-амулетов в виде уродливых карликов.

Культовые центры и земное воплощение бога Пта

Руины храма Пта в МемфисеРуины храма Пта в МемфисеОсновной культовый центр бога находился в Мемфисе, где существовал главный храм божества. От него сейчас остались только незначительные остатки, но археологические раскопки свидетельствуют, что это был большой архитектурный комплекс.

Также в Мемфисе бык Апис, самое важное священное животное в Египте, почитался как земное воплощение бога Пта, его видимое ba (душа или проявление). Целый штат жрецов обеспечивал поистинне королевскую жизнь Апису на протяжении 25 лет. По достижении этого возраста бык ритуально умерщвлялся (не годится душе бога жить в старом теле), его тело мумифицировалось и с великими почестями хоронилось в каменном саркофаге в специальном склепе-кладбище Серапиуме поблизости от города. Жрецы по определенным признакам находили нового бычка, в котором, как верили египтяне, продолжила жить душа «господина Мемфиса».

Поскольку почитание божества приняло общеегипетский характер, во многих других храмах страны имелись зоны, посвященные ему. В частности у него был свой предел в храме Амона в Карнаке. Он почитался также в египетской Нубии, где его изображения найдены во многих храмах, включая храм Рамзеса II в Абу Симбеле, эль-Дерре, Герф Хусейне и т.д. Распространен его культ был и в Палестине, на Синае.

О большом значении и влиянии культа божества говорит и тот факт, что ряд важных сановников IV и V династий (Древнее царство) имели имена, включающее имя бога – Птах-хотеп, Птахшепсес. Но особенно влиятелен был он, видимо, во время XIX династии (Новое царство), когда уже некоторые фараоны носили имена, связанные с богом - Меренптах (любящий Птаха), Сиптах (сын Птаха).

Он также играл и определенную роль в погребальном аспекте египетской религии. Как полагали, именно он изобрел ритуал «открытия рта» у погребальных статуй и мумии покойного, чтобы символически оживить ka статуи и возвратить к жизни мумии. Интересно, что эту процедуру бог производит, пользуясь металлическим долотом, что сразу вызывает ассоциации о мастере-скульпторе. В «Текстах саркофагов» именно Пта помогает Гору «открыть» рот убитому Осирису, чтобы позволить ему дышать снова.


Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (07.01.2014 00:32)

 
Рейтинг@Mail.ru