Главная Религия Древнего Египта Онурис - египетский бог охоты


Онурис - египетский бог охоты

Божество охоты древних египтянБожество охоты древних египтян
Онурис – греческое имя египетского божества Анхура (Anhur, Inhur, Inhert). Первые свидетельства об Онурисе приходятся на область Абидоса. Первоначально Онурис был местным покровителем охоты и войны расположенного здесь города Тиниса, родного города фараонов Первой династии.

Считался сыном Ра и Хатхор. Охота играла важную роль в жизни древних людей. Древний Египет, разумеется, не был исключением. Поэтому божественный покровитель этого вида деятельности приобретал большую значимость. Эпитеты Oнуриса характеризуют его как полного силы, энергии и отваги. Среди эпитетов – «бык Tиниса», «сильные руки», «высокие перья», «убийца врагов», «властелин копья». Его образ в мифологических сюжетах перекликается со многими другими божественными персоналиями, но особенно с Шу и Гором, аспектами которых он иногда выступает.

Онурис - египетский бог охоты часто изображается с веревкой (лассо). Рельеф из храма фараона XIX династии Рамcеса II (ок.1279-1212 гг. до н.э.) в Абидосе. Онурис - египетский бог охоты часто изображается с веревкой (лассо). Рельеф из храма фараона XIX династии Рамcеса II (ок.1279-1212 гг. до н.э.) в Абидосе. Когда в Египте временно стала господствовать своеобразная «антикрокодильная» идеология (крокодилы были очень почитаемыми животными почти во все периоды древнеегипетской истории), появилось упоминание о большом бое между Онурисом-Шу и злым крокодилом Мага.

Онурис как «хороший воин» призывался для защиты от демонов. В королевских могилах Нового царcтва Сопду и Oнурис выступают в качестве опекунов усопшего фараона в наполненных змеями пустынях загробного подземного мира.

С ним, как божеством охоты, связаны легенды (дошедшие до нас в неполных и отрывочных фрагментах) о том, что он уехал из Египта, чтобы охотится далеко в пустыне. В это же время в облике львицы там находилась своенравная богиня Мехит, убежавшая из Египта. Онурис поймал и приручил грозную львицу, вернул ее в Египет, где она стала его невестой, а потом и женой. Само его имя переводится как «вернувший отдаленную». Первоначально, эта «отдаленная», возможно, была просто персонификацией пустынь Нубии. В этом супружеском союзе у них родился сын - Инмутеф.

Фрагмент рельефа из храма египетского бога охоты в Себеннутосе с его изображением. Время правления Александра IV (317-311 гг. до н.э.) Гранит. Музей Nu Carlsberg Glyptotek, Копенгаген, Дания  Фрагмент рельефа из храма египетского бога охоты в Себеннутосе с его изображением. Время правления Александра IV (317-311 гг. до н.э.) Гранит. Музей Nu Carlsberg Glyptotek, Копенгаген, Дания Позже Мехит была идентифицирована с Хатхор-Тефнут, одной из персонификаций Глаза Ра, убежавшей из Египта после ссоры со своим отцом. В этой версии мифа ее убедили вернуться в Египет и к цивилизации Тот и ее брат, Онурис-Шу. Тексты в храмах греко-римского периода говорят о Шу, как о том, «кто возвратил красивую сестру своему отцу».

В ходе дальнейшего развития мифологического сюжета, Шу и Тефнут могли иногда идентифицироваться с солнцем и луной, а Мехит могла быть персонификацией полной луны. Онурис тогда становится божеством, которое возвращает потерянный лунный Глаз Гора и восстанавливает космический баланс.

Так выглядел покровитель охоты в греко-римский период. Ватиканский музей.Так выглядел покровитель охоты в греко-римский период. Ватиканский музей. Онурис защищает не только фараона и жителей Египта, он защищает и своего отца (божество солнца Ра) от врагов. Он был одним из тех, кто согласно различным древнеегипетским мифам стоял в передней части барка бога солнца и поражал злобного змея Aпопа своим копьем.

Онурис был также связан с богом войны Монту, поскольку он был покровителем египетской армии и персонификацией солдат фараона. Во время фестиваля, посвященного божеству, египтяне разыгрывали игры-сражения, в ходе которых шлепали друг друга палками. Из-за этих его особенностей (как отважного и сильного бойца, копьеносца, покровителя армии и т.д.) греки идентифицировали Oнуриса с Аресом, своим военным божеством.

На изображениях бог охоты предстает обычно в человеческой (антропоморфной) форме с копьем и веревкой (лассо). Иногда у Онуриса голова сокола (это сразу делает его похожим на Гора). На голове находится головной убор, состоящий из четырех высоких перьев. Культ бога охоты существовал во все периоды древнеегипетской истории и достиг апогея в эпоху Нового царства.

В Последний период центром его культа стал город Себеннутос, расположенный в Дельте, из которого происходили фараоны XXX династии. Фараон Нектэнебо II (360-343 гг. до н.э.) построил здесь (или восстановил) большой храм, посвященный Онурису-Шу. Его назвали «Спасителем», и простые люди полагали, что он был их освободителем от человеческих трудностей.

В греко-римский период имя Онуриса - покровителя охоты, войны и солдат - продолжало оставаться очень популярным в списке египетских богов. Об этом свидетельствует, например, то, что римский император Тиберий был изображен на стенах храмов Египта, носящим корону из четырех перьев – головной убор, принадлежащий Онурису.


Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (01.06.2012 23:03)

 
Рейтинг@Mail.ru