- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время

Египетские боги в музеях мира |
Статуя молодого Хая Аменхотепа, впоследствии обожествленного![]()
На этой статуе Аменхотеп по прозвищу Хай – прославленный архитектор фараона Аменхотепа III – предстает в еще относительно молодом возрасте. Высота статуи, сделанной из серого гранита - 128 см, ширина - 81 см, глубина (длина) -72 см. Сын Хапи изображен в традиционной для писцов позе. Это сидящий человек со скрещенными ногами, с папирусом на коленях и письменными принадлежностями - правой рукой он держит палочку для письма, на левом колене прибор с чернильницами. Три детали говорят о том, что это не рядовой песец-чиновник, а высокопоставленный сановник:
Почти точный дубль этой статуи находится в Луксорском музее Египта. Обе они был найдены археологом Легреном в 1913 году при раскопках храма в Карнаке. Вторая статуя, хранящаяся в Каирском музее, показывает зодчего в пожилом возрасте, когда он всеми воспринимался уже как святой за свою долгую жизнь, отмеченную великими свершениями в строительстве и управлении государством. Недаром после своей смерти Аменхотеп, сын Хапи был обожествлен - ему поклонялись в Фивах как богу мудрости и медицины. Обновлено (13.02.2014 22:02) Гранодиоритовая Сехмет из Познани![]()
Богиня предстает как сидящая женщина с головой львицы, увенчанной солнечным диском с уреем (змеей). В левой руке у нее анх - символ жизни. Сехмет была для египтян одним из воплощений богини небес, опасным для врагов «Оком Ра» и космической матерью фараона. Поклонялись ей с древнейших времен. Данная статуя - одна из 700 с лишним статуй богини-львицы Сехмет, которые были вырезаны по приказу фараона XVIII династии Аменхотепа III (ок. 1402-1364 гг. до н.э.) для его заупокойного храма в Ком эль-Итане в западных Фивах. Однако когда храм был разрушен землетрясением, значительное количество статуй еще в древности было снято со своих первоначальных мест и установлено в зоне храма богини Мут (жена бога Амуна, с которой Cехмет стала идентифицироваться) в Карнаке. Именно эти статуи, сделанные из гранита, гранодиорита и диорита, можно сейчас увидеть в египтологических экспозициях многих музеев всего мира. Учитывая, что каменные породы, из которых они сделаны, очень тверды, египетским мастерам-каменотесам пришлось немало потрудиться, чтобы не только вырубить их, но и тщательно обработать поверхность многих из них. Иероглифический текст около правой ноги: “Прекрасный бог, бог Двух Земель, Neb-Maat-Pa (имя Аменхотепа III - lato), любимый Сехмет, вечно дарующей жизнь”. Текст около левой ноги: “Любимый Сын Ра, Аменхотеп, Правитель Фив, любимый Сехмет, вечно дарующей жизнь”. Имя Амон (Amun) в картуше фараона было стерто в период правления его сына - фараона-отступника Эхнатона, но впоследствии его постарались восстановить. Рельеф с Сешат из Бруклинского музея![]() ![]()
На рельефе изображена богиня письма Сешат. Сидящая богиня правой рукой пишет палочкой для письма на папирусе, дощечку с которым придерживает своей левой рукой. На голове у нее знак, который является характерным только для этой богини и ее формы Сефхет-Абви – символ, напоминающий семиконечную звезду, обрамленный сверху двумя изогнутыми линиями. У египтологов пока отсутствует какая-либо стройная гипотеза, объясняющая происхождение и смысл знака богини письма. Специалисты Бруклинского музея установили, что данная композиция с богиней Сешат была скопирована с рельефа, который был вырезан по крайней мере тремястами годами ранее для фараона VI династии Пепи II (ок. 2279-2181 гг. до н.э.), последнего великого правителя Древнего царства. Этот частный пример подтверждает давно известный факт: основные каноны древнеегипетского искусства, сложившись в эпоху Древнего царства, стали образцами для подражания и копирования для Среднего и Нового царств. Это относится как к строительству пирамид (которое продолжалось в Среднем царстве) и архитектуре, так и к искусству в целом. Обновлено (20.07.2014 23:49) Бронзовая статуэтка женщины-скорпиона![]() В Луврском музее хранится интересная бронзовая статуэтка египетской богини-скорпиона Серкет, имеющей также черты богини Исиды. Эта статуэтка относится к Позднему периоду (см. Периодизация истории Древнего Египта).
Серкет изображена как женщина с телом скорпиона, на голове у нее расположен солнечный диск между лировидных рогов (рога и солнечный диск – это атрибут, характерный для Исиды). В египетской мифологии Серкет (Селкет, Селкис, Селкхет, Селкхит, Селхис) была обожествленным скорпионом. Укус скорпиона приводят к параличу и смерти, а Серкет была той богиней, которая могла вылечить от последствий укусов как скорпионов, так и змей. Полное имя этой богини – Серкет-хетут, можно перевести как «та, которая возвращает горлу дыхание». Это связано с тем, что человек при действии яда скорпиона начинает задыхаться, чтобы он не умер, ему надо «вернуть дыхание».
Серкет также почиталась как защитница мертвых, она была защитником помещений для бальзамирования, а также одной из четырех каноп (канопы - сосуды с забальзамированными внутренними органами умершего). Она опекала канопу в облике бога Кебексенуфа – одного из четырех сыновей Гора (остальные три брата отвечали за оставшиеся три канопы). В канопе, находящейся под охраной Серкет и Кебексенуфа, находились кишки покойного. Эта конопа обычно размещалась у западной стороны могилы. Если канопы находились в специальном контейнере, то угол с сосудом-флягой в виде Кебексенуфа (с головой сокола), как правило, тоже ориентировали на запад. Помимо Серкет защитницами других каноп выступали могущественные богини: Исида, Нейт и сестра Исиды - Нефтида. Нахождение в составе таких богинь само по себе говорит о важности самой Серкет для древних египтян. В конечном счете, в ходе долгой египетской истории, Серкет начала во многом идентифицироваться как Исида. Их образы пересекались, переливались друг в друга. В поздний период истории Древнего Египта Серкет выступала во многом как аспект, форма великой Исиды. Это тем более становится понятным, если учесть, что Исида и в древние времена являлась богиней, способной излечить от укусов скорпионов. Об этом, например, говорит «миф о семи скорпионах». Обновлено (29.10.2013 16:23) Мраморный бюст Сераписа![]()
Серапис (Сарапис) был синкретическим греко-египетским божеством, которое Птолемей I Cотер в начале III в. до н.э. объявил богом-покровителем Александрии. Намерение Птолемея, возможно, состояло в том, чтобы найти божество, которое завоевало уважение и почиталось бы как греками, так и египтянами. Такое божество нашлось в лице Осараписа – формы богов Осириса и Аписа, которые наряду с Исидой, супругой Осириса, и их сыном Гором (Горпократом, Хором) почитались в Египте повсеместно. Имя Серапис – это вариант греческого прочтения имени Осарапис. Однако Серапис не тождественен Осарапису – он синтезировал качества не только египетских, но и греческих богов – Зевса, Гелиоса, Дионисия, Аида, Асклепия. Причем черты эллинистических богов приобрели у этого персонажа доминирующий характер, включая его облик. Видимо, это является одной из причин того, что культ Сераписа в самом Египте был популярен только в Александрии и Мемфисе – главных центрах взаимопроникновения греческой и египетской культур. За пределами Египта культ Сераписа получил широкое распространение по всему Средиземноморскому побережью. Обновлено (30.06.2013 16:10) |