- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Аменхотеп, сын Хапи – бог мудрости
Аменхотеп (Аменофис), сын Хапи (Amenophis Son of Hapu) – сановник, писец и «надзиратель всех работ» при фараоне XVIII династии Аменхотепе III, обожествленный после смерти. В районе Фив почитался в качестве бога медицины и мудрости.
Аменхотеп – человек и архитектор
Он один из небольшого числа людей некоролевских кровей, получивших со временем статус богов.
Аменхотеп, сын Хапи родился около 1450 г. до н.э. в городе Атрибис, расположенном в Дельте (Нижний Египет) примерно в 40 км к северу от современного Каира. О его родителях известно, что отца звали Хапи, а мать – Иту.
У Аменхотепа было прозвище (имя) Хай (Hey). Половину своей долгой жизни Аменхотеп прожил в своем родном городе, где он был Первосвященником Горуса-Хентихити (местная форма бога Гора), главного божества Атрибиса, и писцом (чиновником) фараона.
Ему было уже порядка 40 лет, когда за свои заслуги он был приближен ко двору фараона. Предположительно, его переезд в Фивы – столицу Древнего Египта в то время – состоялся в период правления Тутмоса IV (ок. 1412-1402 гг. до н.э.).
Вершины своего карьерного успеха он достиг при своем тезке – фараоне Аменхотепе III (ок. 1402 – 1364 гг. до н.э.). Выходец из Атрибиса стал одним из самых влиятельных и доверенных сановников фараона, поскольку успешно справлялся со всеми заданиями египетского владыки.
Именно тогда и развернулся в полном блеске талант Аменхотепа, сына Хапи как архитектора и организатора. Наиболее известные сооружения этого зодчего – заупокойный храм фараона Аменхотепа III с его великими колоссами Мемнона в западных Фивах и храм Солеб (Soleb) в Нубии.
На протяжении нескольких десятилетий под руководством этого сановника фараона осуществлялись многие значимые постройки в разных областях Египта, осуществлялась добыча и доставка камня. Проявил себя Аменхотеп, сын Хапи и как умелый военноначальник.
Творческий потенциал и энергия этого человека казались поистине неисчерпаемыми. На одной из прижизненных статуй, на которой зодчий изображен в возрасте под 80 лет, имеется надпись, из которой следует, что он собирался дожить до 110 лет.
Уже в очень почтенном возрасте он принимал непосредственное участие в организации и проведении 1-го фестиваля Хеб-Сед фараона Аменхотепа III. Первый такой фестиваль проводится после 30 лет правления фараона, последующие – через каждые три года, чтобы магическим образом «омолодить» фараона и дать ему силы на новый период правления. То есть в 1369 г. или 1370 г. до н.э., когда проводился 1-й фестиваль, сановник был хотя и немолод, но деятелен.
Известно, что после этого фестиваля зодчий стал управляющим делами принцессы Ситамун (Sitamun) и продолжал выполнять ряд важных государственных обязанностей. Никаких данных, связанных с Аменхотепом, сыном Хапи в связи с другими фестивалями нет. Возможно, что уже был слишком немощным, чтобы принимать в них участие, но, скорее всего, до второго фестиваля он не дожил.
Ряд египтологов считает, что вторая версия подтверждается рельефами из могилы его родственника Рамоса – визиря Аменхотепа III, а потом и Аменхотепа IV/Эхнатона, из которых можно предположить, что великий зодчий умер на 31 году (некоторые полагают, что на 34 году) правления фараона Aменхотепа III. Если это так, то его смерь приходится на период между 1369 и 1372 г. до н.э. Из чего следует, что в момент смерти Аменхотепу, сыну Хапи было 80-82 года (фантастический возраст для той эпохи).
Благодарность фараона
Не существует полного перечня строительных объектов, созданием которых руководил Аменхотеп, сын Хапи. Например, фараон Аменхотеп III был большим почитателем богини Сехмет - по его приказу были вытесаны из гранита и диорита более 700 (!) статуй богини-львицы. Вероятно, сын Хапи имел отношение к этому проекту, но точно сказать мы этого пока не можем. Все, что мы сегодня знаем о его деятельности и жизни, содержится в основном в иероглифических надписях на его статуях. А там деяния этого человека отражены выборочно.
Эти статуи изготовлялись в качестве знака особой милости фараона к своему сановнику. Причем, их делали не только для размещения в могиле сановника, как это случалось раньше.
Например, статуя архитектора Хемиуна, руководителя строительства самой высокой пирамиды в мире – пирамиды фараона IV династии Хеопса, была найдена в его могиле (ныне статуя хранится в Берлинском музее). Статуи же Аменхотепа, сына Хапи устанавливались и в храмах, где они были доступны для большого числа людей. В основном они были расположены в районе великого храма Амона в Карнаке, к строительству которого тоже, видимо, причастен этот зодчий.
Надписи на статуях говорят о том, что изображенный на них человек является посредником между верующими и самим Амоном. То есть при жизни Аменхотеп, сын Хапи не стал еще богом, но уже приобрел такие качества, которые до него из числа простых смертных имел, похоже, только еще один выдающийся архитектор – великий Имхотеп, обожествленный после смерти.
Но даже Имхотеп не получил такую награду от фараона Джосера, которому он построил первую в истории пирамиду - ступенчатую пирамиду в Саккаре, какой был удостоен еще при жизни архитектор Аменхотепа III. Фараон разрешил своему зодчему построить свой заупокойный храм рядом со своим! Высочайшая честь по тем временам! В западной части Фив, где построен целый комплекс таких храмов, больше нет ни одного подобного сооружения, принадлежащего человеку некоролевского звания.
Когда археологи приступили к раскопкам этого храма, они были удивлены его размерами – 110 метров в длину и 45 метров в ширину. Конечно, по сравнению с огромным храмом фараона Аменхотепа III, находящегося рядом, это немного. Однако храмы многих других фараонов были намного меньше, иногда в разы!
Из смертных – в боги
Надписи на статуях в основном носят хвалебный характер. Они, упоминая о доверии, которое испытывает к нему «Мой Бог» (фараон), содержат в изобилии подобные слова: «Я пользуюсь уважением среди всех людей… Я превосходный писец… Я провел работу над большими статуями… Я построил судно и транспортировал его вверх по течению…» и т.д.
В наше время это бы назвали самопиаром. Но этот «самопиар» подтверждался реальными творениями данного человека и теми милостями. которыми за это осыпал его фараон.
Видимо, важную роль в том, что Аменхотеп не был забыт и следующими поколениями, сыграли слова на статуях: «0 вы, люди Карнака, которые желают видеть Амона, приходите ко мне, я объявлю о ваших просьбах, поскольку я - герольд этого бога, назначенный фараоном… Делайте мне погребальные подношения (предложения), призывайте мое имя ежедневно…!».
Постепенно в районе Фив Аменхотепу начали поклоняться, как и его далекому предшественнику – Имхотепу, как местному божеству медицины и мудрости. Почитание обожествленного Аменхотепа, сына Хапи получило особый импульс в период Птолемеев – через 1000 лет после его смерти. Ему и Имхотепу были посвящены часовни в храме Хатхор в Дейре эль-Медине и в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Исполненные по обету надписи из Птолемеевой часовни, находящейся позади верхнего заупокойного храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, показывают, что сыну Хапи Аменхотепу все еще поклонялись во втором веке нашей эры - по прошествии более 1500 лет после его смерти.
Греки ассоциировали его (как и Имхотепа) с Асклепием, греческим богом исцеления.
Схожая параллель – ненайденная могила
Еще одну параллель можно провести между Имхотепом и Аменхотепом, сыном Хапи. Как не была найдена до сих пор могила первого, так до сих пор нет точной уверенности, где находится могила второго.
В 1969 году Дитер Арнольд нашел недалеко от Дейр-эль Медины сильно разрушенную могилу. Есть предположения, что это и есть могила архитектора. Однако твердых доказательств до сих пор не получено.
И это притом, что в руках у ученых находятся фрагменты двух гранитных саркофагов Аменхотепа, сына Хапи (один вкладывался в другой). Сейчас эти осколки хранятся в Британском и Луврском музеях. Но египтологам точно не известно место, где они были найдены первоначально.
Иконография фиванского бога медицины
Статуи Аменхотепа, сына Хапи, которых известно около десяти, часто изображают его в облике писца, в традиционной для этой профессии позе. Это, как правило, сидящий человек в парике со скрещенными ногами, держащий папирусный свиток и принадлежности для письма. Иногда на левой ноге у него располагаются две чернильницы.
Одним из исключений является «блоковая» статуя, которая находится сейчас в музее Луксора (ранее она была в Каирском музее, но была передана). Здесь сановник тоже сидит, но такой тип статуй не обязательно изображает только писцов. Главным содержанием «блоковой» статуи всегда является наличие большого количества иероглифического текста, размещаемого на плоскостях фигуры.
Любопытно, что на статуях, изображающих молодого сановника, у него в наличии складки жира на животе – символ богатства в древнеегипетском искусстве. А на статуе пожилого Аменхотепа, сына Хапи таких складок нет. Видимо, его статус к тому времени был настолько хорошо всем известен, что не было необходимости прибегать к такому художественному приему, чтобы подчеркнуть его знатность и имущественное положение.
Обновлено (20.07.2014 22:43)