- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Сехмет – самая грозная богиня-львица
Птаха и мать Нефертума и Имхотепа в Мемфисе в облике женщины с головой львицы. Как дочь бога Ра и «Глаз Ра» уничтожала врагов фараона и Египта огненным пламенем, насылала на них эпидемии и болезни.
Сехмет (Сахмет, англ. Sakhmet) - богиня войны, супругаВажнейшая богиня-львица Древнего Египта
Сехмет поклонялись во все периоды истории Древнего Египта, включая греко-римскою эпоху.
Ее имя, которое можно перевести как «мощная», «могучая» или «могущественная», впервые появляется еще в «Текстах пирамид».
В египетском пантеоне богов насчитываются десятки богов и богинь, облик и характер которых самым тесным образом связан с кошачьими животными и в первую очередь со львами и львицами. Лев вызывал священный трепет у древних людей своей силой, мощью, неукротимостью и агрессивностью.
Это были боги и богини, которые, с одной стороны, пользовались самым большим уважением и почитанием, с другой – именно их особенно боялись и опасались египтяне. Кошачьи божества Египта всегда содержали в себе две ипостаси - они могли быть как агрессивными и кровожадными, так и мягкими, добрыми, связанными с высшей властью солнца.
Но и в ряду этих божеств была своеобразная иерархия. И первое место в ней занимает богиня-львица Сехмет.
Самая кровожадная богиня
В египетской мифологии во многих вариантах имеется рассказ о том, что люди перестали почитать стареющего Ра. Боги, возмущенные таким поведением, стали склонять бога солнца к тому, чтобы он наказал неблагодарных. Ра, послушав своих советников, вырвал один из своих глаз, и бросил его как Хатхор на землю, приказав, чтобы она уничтожила человечество.
Богиня уже в форме львицы-Сехмет и Глаза Ра яростно принялась за дело, устроив кровавую резню на земле, оправдывая свой эпитет - "Та, кто танцует на крови".
Интересно, что согласно египетским мифам, люди возникли из слез Глаза Ра, то есть Сехмет убивала своих собственных детей.
Она так безжалостно истребляла людей в течение дня, что сам Ра пришел от этого в ужас. Он решил простить человечество и приказал кровожадной богине-львице остановиться, но она так вошла в раж, что проигнорировала требование бога солнца – так велика у нее была жажда крови.
Ра пошел на хитрость – он приказал богам ночью разлить 7000 фляг пива, смешанного с гранатовым соком (по другой версии приказывает, чтобы его первосвященник в Гелиополе получил красную охру с острова Элефантина и смешал ее с пивом). Утром Сехмет вернулась, чтобы продолжить уничтожение людей. Она жадно лакала подкрашенное пиво, приняв его за кровь. Запьянев, она уснула, проспав трое суток. После этого ее агрессия улеглась, и люди были спасены.
злобный бог Сет и змей Апоп вместе со своими подручными не могли ей противостоять.
Мифы описывают Сехмет такой сильной и агрессивной, что дажеПалящие лучи солнца и горячие ветры пустыни считались ее пламенным дыханием. Она воплощала все отрицательные качества высокой температуры полуденного светила, которая могла привести к солнечному удару, засухе, голоду и эпидемиям.
Кобра (урей), которая, с одной стороны, была частью, головного убора Сехмет как Глаза Ра, с другой – самой богиней, изрыгала и выплевывала огонь, поражающий и сжигающий врагов. В качестве Глаза Ра в египетской мифологии выступает еще достаточно большое количество богинь, принимающих образ львицы или змеи, – Исида, Уто, Хатхор, Тефнут, Мехит, Мут, Шесемтет и др., но Сехмет в этом ряду самая беспощадная.
Значение в разные периоды
с богиней Бастет, многочисленные свидетельства из эпохи Среднего царства, позволяют предположить, что эта связь, видимо, фактически существовала уже тогда.
Во времена Древнего царства Сехмет вместе с другой богиней-львицей Шесемтет появляется в «Текстах пирамид» в роли матери-патронессы фараона. В этих текстах Сехмет выступает в качестве родителя фараона, когда он заново рождается для загробной жизни как небесное астрономическое божество. Хотя в этот период нет никаких документальных доказательств ее связейВо время Среднего царства защитные качества Сехмет уходят на второй план - она становится все более и более дикой и опасной богиней. Ее более мягкий и дружелюбный аспект представлен богиней Бастет, которая выступает формой Сехмет.
На Сехмет очень похожи многие местные воинственные и свирепые богини-львицы, в частности "госпожа Восточной пустыни", богиня-львица Пахт (Пахтет) из Бени Хасана (16 ном Верхнего Египта). Поэтому они иногда идентифицировалась как форма или ипостась Сехмет, почитание которой носило общеегипетский характер.
В «Текстах саркофагов» она идентифицируется с красной короной Нижнего Египта и с огненным плевком змеи (урей), которая была частью головного убора как фараона, так и многих богов и богинь, включая саму Сехмет.
маат) и хаоса.
Она, как говорили, была "той, которая владеет ножом" во время большого ночного сражения между силами порядка (Ее связи с другими богинями постепенно привели к расширению ее собственных особенностей. Она могла появиться, например, как корова, получив эпитет «хозяйки неба».
В «Книге мертвых» (погребальная литература Нового царства) Сехмет часто изображается в виде защитницы, находящейся в солнечном барке (лодке) Ра, чтобы защищать его от змеи Апопа и других враждебных демонов. Древние египтяне, которых хоронили с папирусными свитками «Книги мертвых», надеялись, что Сехмет уничтожит их сверхъестественных врагов в загробном мире так же, как она уничтожала врагов Ра и Осириса.
В эпоху Нового царства ее распространенным эпитетом был такой - «Большая Сехмет, любимая Птахом». Ее самым важным культовым центром был Мемфис, где ей поклонялись как супруге Птаха и матери Нефертума.
В Новом царстве к Сехмет вернулась ее роль богини-матери. В этот же период впервые появляются сведения о связи между Сехмет и Мут, которая почиталась как «Великая богиня-мать» и супруга Амона. Вероятно, это произошло потому, что Фивы стали главным городом страны, возникла потребность идеологически связать между собой как новую и старую столицы, так и характерные для них религиозные традиции и верования. В конечном итоге культ Сехмет фактически полностью слился с культом Мут, одной из форм которой она стала.
Во времена Нового царства, Сехмет, главным образом, считалась агрессивным аспектом больших богинь: сначала Хатхор, затем Мут, и наконец Исиды.
В Последний период акцент вновь был сделан на ее разрушительной стороне. Сехмет появляется в различных текстах как уничтожитель врагов, а также как та, которую нужно успокаивать с помощью специальных ритуалов и празднеств, включающих в себя, как правило, употребление алкоголя (пива).
Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона
Махеса, грозного бога-льва, который был покровителем фараона.
Cехмет была тесно связана с Королевским саном. Она часто описывалась как матьПоскольку Сехмет, как верили древние египтяне, выдыхала огонь на своих врагов, она была принята многими египетскими фараонами в качестве военной богини и символа их собственной власти в сражениях.
Фараон XIX династии Рамсес II (ок. 1279-1212 гг. до н.э.) утверждал, что Сехмет находилась вместе с ним в его боевой колеснице в битве при Кадеше, опаляя вражеских воинов своим огненным дыханием.
Но не только огонь был ее оружием – она уничтожала врагов и из своего лука. Из всех богинь-стрельцов в египетском пантеоне Сехмет была самой страшной. Ее «семь стрел» персонифицировались как семь посыльных, которые несли чуму и разрушение.
Фараон XII династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 гг. до н.э.) в одном из гимнов назван тем, «кто пускает стрелу, как это делает Сехмет».
Египетские владыки не жалели сил и средств, чтобы обеспечить благосклонность этой богини. До нас дошел фрагмент известнякового рельефа из долинного храма в Дашуре фараона IV династии Снофру (ок. 2613-2589 гг. до н.э.), который был великим строителем пирамид. На рельефе голова правителя Египта расположена рядом с мордой богини-львицы, по-видимому, Сехмет. Земной владыка как бы вдыхает божественную жизненную силу, исходящую изо рта богини.
При фараоне V династии Сахуре (ок. 2487-2475 гг. до н.э.) в Абусире было построено святилище-храм в честь Сехмет.
Фараон Аменхотеп III – почитатель Сехмет
Однако самым страстным почитателем богини проявил себя фараон XVIII династии Аменхотеп III (ок. 1402-1364 гг. до н.э.). Более 700 статуй Сехмет были установлены к югу от большого храма Амона в Карнаке в зоне Мут на берегу озера Ашеру, а также в заупокойном храме фараона (Kom el Heitan) в западных Фивах.
Долго считалось, что сам фараон приказал установить статуи в обоих местах, но сегодня большинство ученых полагает, что первоначально все статуи стояли вблизи заупокойного храме Kom el Heitan. Там они явились частью крупной скульптурной программы Аменхотепа.
Эти большие статуи (их высота иногда превышает 2 метра) вырезаны из черного гранита или диорита. Твердость камня, из которого сделаны статуи, само их количество наглядно говорит о том колоссальном камнетесном труде, который был выполнен древними египетскими мастерами.
Cтатуи изображают богиню-львицу сидящей или стоящей. В одной руке она, как правило, держит анх – символ жизни, в другой иногда скипетр в виде ростка папируса - символ здоровья и Нижнего Египта.
Позже часть этих статуй была демонтирована с первоначальных мест и установлена в других египетских храмах и святилищах (немало из них попали в египтологические музеи всего мира).
Египтологи, в частности французские, предполагают, что первоначально у храма было установлено две серии статуй по 365 богинь-львиц в каждой. Ежедневные обряды, выполняемые перед каждой статуей, следовали за движением звезд и курсом солнца. Нильская долина зависела от состояния этих природных явлений, определяющих время и сроки разлива великой реки. Аменхотеп III, видимо, полагал, что таким образом обеспечивается закон и порядок мироздания – маат.
Также он, вероятно, надеялся, что такая концентрация статуй богинь обеспечит защиту страны от внешних врагов, эпидемий и неурожая.
Целительница и покровитель врачей
Если чума шла на Египет, ее, как говорили, нес «посыльный Сехмет». Египтяне полагали, что если Сехмет могла насылать болезни, то она была также той, которая могла защитить от них и вылечить в случае заболевания.
У нее была власть отразить мор, она могла проявлять себя как медицинское божество и богиня исцеления, получив эпитет - «хозяйка жизни».
Таким образом, священники Сахмет были связаны с медициной и волшебством, а сама богиня стала считаться покровителем врачей. Ее жрецы считались знатоками медицины и квалифицированными врачами. Один из папирусов, например, приписывает этим священникам детальное знание сердца.
Жрец, обращающийся с молитвами к Сехмет с просьбой о выздоровлении больного, был неотъемлемой частью всего процесса лечения, наряду с практическими действиями самого врача (жреца), который также находился под покровительством богини.
Как верили египтяне, амулеты и изображения богини могли способствовать выздоровлению. Например, ее изображение на стене храма Сахура в Абусире наделялось способностями магического и удивительного излечения страждущих.
Поскольку у Сехмет доминируют агрессивные и опасные черты, ее изображения могли, естественно, вызывать и чувство страха или тревоги. Причем не только у древних египтян. Известная статуя Сехмет, которая ныне находится в храме Птаха в Карнаке, была сломана в начале XX века местными жителями, которые боялись, что она может принести вред их детям.
Сехмет и «далекая» богиня
Египетские мифы в разных вариантах содержат рассказ об убежавшей в Нубию «далекой» богине в облике львицы, которая потом была возвращена в Египет. Такой сюжет содержится в рассказах о Мехит, которая была поймана и возвращена богом Онурисом, ставшим ее мужем. Тефнут, богиня влаги, также была возвращена из Нубии богом воздуха Шу.
Схожее повествование имеется и о Сехмет. Рассерженная богиня-львица убежала в Нубию. Ее отец, бог Ра, пытается вернуть свою дочь в Египет. Однако разъяренная Сехмет убивала каждого посланца, посмевшего к ней приблизиться.
Тогда боги, чтобы умиротворить львицу, пускают в ход музыку и танцы. Завороженная громкой музыкой и танцевальными движениями богов, Сехмет окунается в воды Нила вблизи первого порога и превращается в красивую женщину. По другим вариантам этого мифа она напивается и превращается в умиротворенную Бастет или Хатхор.
Ежегодно египтяне в период разлива проводили «Праздник опьянения», цель которого состояла в том, чтобы преобразовать неистовую солнечную львицу в умиротворенную богиню. Здесь теологи использовали определенные параллели между наступлением воды во время паводка и тем пивом, окрашенным под цвет крови, которое разливают боги, чтобы обмануть Сехмет.
В этом праздновании, в ходе которого египтяне употребляли алкоголь и веселились, был воплощен сельскохозяйственный вариант мифа вечного оживления природы. Кровь и пиво (вино) были тесно связаны в египетской мифологии.
Иконография Сехмет: богиня с головой львицы
Она обычно изображается как женщина с головой львицы. В Новом царстве она приобрела диск солнца, урей, знак анх и скипетр папируса как признаки.
Иногда, когда упор делается на ее связь с Хатхор, она изображается держащей систрум – музыкальный инструмент богини Хатхор.
Как богиня войны, защитница Ра, Осириса, фараона и всего Египта она иногда держит в ругах ножи (кинжалы).
Она часто носит длинный парик, который в определенной мере уравновешивает солнечный диск на ее голове.
Длинное платье, которое носит богиня, часто окрашено в красный цвет. С одной стороны, красный цвет был цветом Красной короны и символом Нижнего Египта, с другой стороны, красный цвет – цвет крови, подчеркивающий воинственный характер богини.
Иногда на каждой груди богини изображалась по розетке - они были астрономическим символом созвездия Льва.
Однако в целом изображения Сехмет трудно отличить от других богинь с головами львицы, имеющим схожую иконографию.
Обновлено (21.07.2014 00:05)