- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Сешат – богиня письменности и измерений
Сешат (Сешет, анг. Seshat, Sеchat, Sefkhet-Abwy) - богиня письма, математики и измерения, покровительница писцов, архитекторов и строителей, патронесса храмовых библиотек, женская форма бога Тота, иногда его жена (сестра) или дочь.
Сешат – богиня письменности и покровительница писцов
Атумом и Tотом в священном пантеоне города Гелиополя – одного из важнейших религиозных центров Древнего Египта.
Сешат - традиционная богиня, которая появляется вместе сЕе имя можно перевести как «писец женского пола» или «женщина-писец», поскольку «сеш» - это писец, а окончание на -ат, -ет, означает женский род.
Она носит эпитет «Госпожа письма» и очень похожа по функциям на бога Тота. Для древних египтян иероглифы были священными символами, а процесс их написания – священным и магическим действием. Как Сешат, так и Тот неразрывно связаны с письменностью, иероглифами и их написанием. Она и Тот фиксировали продолжительность правления фараона, надписывая его имя на листьях священного дерева «шед» (ished или persea) в Гелиополе.
В одних документах Сешат предстает только как женская форма бога-ибиса (Тота), в других - выступает его супругой, сестрой или дочерью.
В качестве богини письма Сешат была покровительницей писцов и их труда, который носил характер магического и священного действия для египтян. Записи писцов хранились в храмовых библиотеках. Они тоже находились под патронажем богини письма. Эту функцию она выполняла, включая греко-римский период. В частности в период Птолемеев богиня считалась патронессой знаменитой библиотеки в Александрии.
Записывающая дань
В сценах времен Древнего и Среднего царств она изображается, делая записи о военной добыче, количестве военнопленных и налогах, которые платили фараону подчиненные им страны.
В частности Сешат делает запись стад рогатого скота, овец, коз и ослов, захваченных как добыча фараоном V династии Сахурой в Ливии. Эта сцена в Абусире становится прототипом для других подобных изображений. Аналогичная сцена содержится в храме фараона XII династии Сенуcрета I (ок. 1962-1917 гг. до н.э.) в эль-Лиште, где Сешат делает запись о пленниках и иностранной дани.
Также Сешат записывает любые события, которые были достойны быть зарегистрированными и увековеченными.
Богиня архитекторов и строителей
Начиная с Древнего царства (первые свидетельства относятся ко времени правления фараона II династии Хесехемву), она участвовала в ритуале «протягивания шнура» вместе с фараоном. Главным содержанием этого магического ритуала была символическая разметка фундамента, которая предшествовала возведению пирамид или храмов.
Сешат, по взглядам древних египтян, осуществляла божественный контроль над процедурами разметки и выравнивания будущего сооружения в соответствии со звездами и планетами и относительно сторон света: севера, востока, юга и запада.
Такая тесная связь с строительством привело к тому, что Сешат стала считаться богиней-покровительницей архитекторов и строителей.
В божественном мире Сешат отвечала за строительство домов богов. Ей помогал в этом и ряд других божеств. Определенные функции, связанные со строительством, Сешат осуществляла и в загробном мире, где она «строила» дома для особо благочестивых и важных покойников.
Сешат и юбилей фараона (Хеб-Сед)
Во время XVIII династии (1550-1069 до н.э.) она стала связанной с юбилеем фараона – Хеб-Сед, первый из которых проводился через 30 лет правления владыки, а последующие через каждые три года. Ее самая важная задача состояла в том, чтобы сделать запись лет, которые правил каждый фараон.
Она символически сопровождала фараона во время церемоний и ритуалов фестиваля Хеб-Сед, чтобы возобновить энергию короля: “Вы должны возобновить вашу юность; Вы должны процветать снова как, Аах-Tот, когда он - ребенок”.
Египтяне полагали, что Сешат несла ответственность как за запись годов царствования фараона, так и за поддержание «дома жизни» - архива, содержащего важнейшие документы, связанные с фараоном и Египтом. То есть она была хранительницей королевской летописи и генеалогии.
Сефхет-абви (Sefkhat-abwy) – форма Сешат?
В эпоху Нового царства во времена правления фараона XVIII династии Тутмоса III в египетском пантеоне богов появляется богиня известная как Сефхет-абви (Sefkhat-abwy). Ее имя можно перевести как «Семиконечная».
Поскольку функции Сефхет-абви и Сешат, а также их иконография практически полностью совпадают, то большинство исследователей египетской религии склоняется к мнению, что Сефхет-абви это не самостоятельная богиня, а только форма или даже просто другое имя богини Сешат.
Сешат и Нефтида
Помощь покойным, видимо, было одной из причин, по которой Сешат иногда идентифицируется как аспект другой помощницы мертвых, богини Нефтис (Нефтиды, Небетхет), которая носит на голове знак дома, т.е. символ, тоже связанный со строительством.
Другой причиной связи Сешат с Нефтидой, вероятно, было то, что «Текстах саркофагов» упоминается о том, что Сешат сердится на ребенка, которого она рождает, так же, как более поздняя традиция, заставила Нефтиду в некоторых вариантах мифов сердиться на своего сына, Анубиса.
В других «Текстах саркофагов» Тот и Сешат помогают умершему человеку укрепиться духом и преодолеть угрозы загробного (преступного) мира. То есть Сешат могла в некоторых случаях выступать как форма Нефтиды.
Культ Сешат
По своим самым характерным чертам Сешат была божеством, связанным с письмом, измерением и начертанием проектов. Она редко появляется за пределами этих контекстов.
У нее, видимо, не было собственных святилищ, но на основании ее роли в церемониях и магических ритуалах, которые осуществлялись при строительстве храмов, с ней было связано каждое из таких зданий.
Подобным же образом она, не играя важной роли в популярной религии, была своего рода богиней-покровительницей писцов и строителей.
Богиня письменности Сешат: особенности иконографии
Сешат обычно изображается в антропоморфной форме как женщина со знаком на голове, состоящим из символа, похожего на звезду из семи лучей на прутике-основании, и двух изогнутых линий выше «звезды».
Ни семиконечная звезда, ни изогнутые линии выше пока не имеют однозначного толкования у египтологов. В отношении второго элемента встречается мнение, что это «перевернутые рожки», но смысл этого тоже не прояснен. Тем более, что иногда на изображениях две линии смыкаются, образуя своеобразную зазубренную дугу, которую иногда интерпретируют как «поклон».
Авторское предположение:
Автор данного материала (kamt) просмотрел множество изображений богини Сешат. Одно из них, возможно, дает некий ключ к толкованию изогнутых линий. Это изображение богини на маске мумии из Метрополитен-музея, Нью-Йорк, США.
Богиня изображена с семиконечным символом, но изогнутые линии выше отсутствуют. Зато на прутике-стойке «звезды» мы видим богинь Уто и Нехбет в виде змей.
То, что это именно Сешат, подтверждается иероглифической надписью, в которой, кстати, присутствует и семиконечная звезда, и изогнутые линии выше.
Отсюда такое предположение: изогнутые линии – это не перевернутые рога, а обращенные друг к другу головами две змеи.
То есть, предположительно, таинственный знак Сешат включает в себя стилизованное изображение Уто (кобра с Красной короной Нижнего Египта) и Нехбет (кобра с Белой короной Верхнего Египта) в виде двух изогнутых линий.
Поскольку на данном изображении две эти богини изображены на основании «звезды», то просто не было необходимости их рисовать (повторять или дублировать) выше.
В руках Сешат, как правило, держит палочку для письма.
Также, начиная со времени Нового царства, характерным для нее является своеобразный посох – зубчатая изогнутая пальмовая ветвь. Зубчики на посохе – это метки, отражающие длительность времени. Часто основание посоха заканчивается знаком «шем» - символом вечности.
Нередко она носит шкуру пантеры (леопарда), наброшенную на платье. В этом смысле она похожа на бога Инмутефа, для которого одеяние из шкуры леопарда или гепарда является обычным.
В храме Сети I в Абидосе имеется рельеф, где Сешат и Инмутеф, одетые в шкуры леопарда, стоят рядом друг с другом.
Обновлено (21.07.2014 00:19)