- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Искусство древних египтян: общий обзор
Искусство, как форма общественного сознания и специфический способ духовного освоения мира, во все времена неразрывно связано с религией, которая тоже является специфическим способом познания и духовного освоения человеком окружающего мира.
Вот и искусство древних египтян так тесно переплетено с религией, что отделить одно от другого порой просто нельзя. Понять искусство Древнего Египта вне его связи с религией, вне учета этого взаимовлияния и взаимопроникновения не представляется возможным. Поэтому несколько слов о религии древних египтян нужно сказать.
Одной из важнейших особенностей древнеегипетской религии была идея восстановления физического тела человека после его смерти. То есть египтяне верили в то, что умерший воскреснет и оживет в загробном мире именно в том теле, которое было у него в земной жизни.
Причем без своего тела душа долго существовать не может и в загробном мире: ее ожидает гибель, а значит, произойдет и окончательная смерть человека. Поэтому сохранение тела после смерти в нетленном состоянии – это неотъемлемое требование для обеспечения загробной жизни.
А как сохранить тело? Только путем его мумификации и захоронения в таких гробницах, которые обеспечат сохранность мумии.
Пирамиды Египта, которые были построены в эпохи Древнего и Среднего царств, являлись составной частью таких ритуально-погребальных комплексов. И само время показало, что на земле нет более прочных сооружений, чем они.
Кроме этого древние египтяне свято верили в то, что помимо физического тела и души – Ба - существует нечто промежуточное, связывающее их в единое целое — некая жизненная энергия и сила, которую называли Ка, представляющая собой своеобразного призрачного двойника человека.
Необходимо, чтобы после смерти Ка смог снова найти свое земное тело и вселиться в него: только в этом случае душа почувствует себя уверенно и спокойно уже в загробном мире. Но как Ка сможет найти свою телесную оболочку, чтобы вернуться в нее?
Египтяне справились с этой задачей очень интересно и оригинально: кроме мумии покойного в гробницу помещали статую, маску или рельефы с изображением умершего, причем с обязательным портретным сходством - иначе Ка не сможет опознать свой облик.
Такие взгляды дали мощный импульс всей художественной культуре Древнего Египта, в первую очередь, скульптурному и рельефному портретному искусству.
Египетские портреты эпохи Древнего царства своеобразны и узнаваемы по своему художественному воплощению и принципам, по которым они создавались: портреты мастерски точно передают индивидуальные черты лиц древних египтян, но их выражение является нарочито отвлеченным и бесстрастным.
Эти портреты не позволяют понять психологические переживания человека. И это является не случайным: изображенный человек шел в вечность – спокойный и невозмутимый, чтобы достойно предстать перед богами в загробном мире.
Позже, в эпоху Среднего и особенно Нового царства, портреты стали постепенно делать более эмоционально насыщенными – начинают проглядывать личностные черты, угадываться характер человека.
Гробничные статуи и рельефы изображают покойного всегда в образе цветущего, пышущего здоровьем молодого человека. Но ведь далеко не все умирали молодыми, многие фараоны Египта, судя по всему, умерли в весьма почтенном возрасте.
В чем же тогда дело? А в том, что эти статуи и рельефы изображали не самого человека в его нынешнем возрасте, а его Ка – мистического двойника человека, рождающегося вместе с ним, но не имеющего возраста и не подверженного возрастным изменениям.
Изображения подписывались, поскольку такая подпись, как считали, выражала одну из сущностей человека. Если статуя или рельеф такой подписи не имели, то они считались незаконченными.
бог Гор воскресил своего отца Осириса, дав ему проглотить свой глаз – «глаз Гора».
Глаза, как элемент статуй и рельефов, имели для египтян особое значение. Зрение было одним из важнейших условий для жизни, а слепой воспринимался ими как мертвый. Недаром в египетской мифологииПоэтому раскрашиванию и инкрустированию глаз у статуй уделяли большое внимание. Когда работа над изготовлением статуи завершалась, производили специальный ритуал «открытия очей и рта», который почти в точности повторял подобный обряд, совершаемый перед погребением мумии.
Это делалось для того, чтобы статуя могла заменить мумию в случае, если она по каким-то исключительным причинам будет утеряна.
Работа над рельефами и статуями требовала много времени. Поэтому, начиная с юности, богатые и влиятельные люди приказывали начинать строить свои гробницы и украшать их рельефами и статуями, которые считались носителями магической силы и «живыми».
(Окончание статьи см. здесь: Искусство древних египтян: общий обзор. Часть 2)
Обновлено (24.08.2014 03:00)