- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время

Искусство древних египтян: общий обзор


Фараон Тутмос III. XVIII династия. Диорит. Венский музей.
Искусство, как форма общественного сознания и специфический способ духовного освоения мира, во все времена неразрывно связано с религией, которая тоже является специфическим способом познания и духовного освоения человеком окружающего мира.
Вот и искусство древних египтян так тесно переплетено с религией, что отделить одно от другого порой просто нельзя. Понять искусство Древнего Египта вне его связи с религией, вне учета этого взаимовлияния и взаимопроникновения не представляется возможным. Поэтому несколько слов о религии древних египтян нужно сказать.
Мумия. Поздний период. VII-IV вв. до н.э. Музей археологии, г. Познань, ПольшаОдной из важнейших особенностей древнеегипетской религии была идея восстановления физического тела человека после его смерти. То есть египтяне верили в то, что умерший воскреснет и оживет в загробном мире именно в том теле, которое было у него в земной жизни.
Причем без своего тела душа долго существовать не может и в загробном мире: ее ожидает гибель, а значит, произойдет и окончательная смерть человека. Поэтому сохранение тела после смерти в нетленном состоянии – это неотъемлемое требование для обеспечения загробной жизни. Пирамиды Гизы - самые прочные сооружения на земле
А как сохранить тело? Только путем его мумификации и захоронения в таких гробницах, которые обеспечат сохранность мумии.
Пирамиды Египта, которые были построены в эпохи Древнего и Среднего царств, являлись составной частью таких ритуально-погребальных комплексов. И само время показало, что на земле нет более прочных сооружений, чем они.
Кроме этого древние египтяне свято верили в то, что помимо физического тела и души – Ба - существует нечто промежуточное, связывающее их в единое целое — некая жизненная энергия и сила, которую называли Ка, представляющая собой своеобразного призрачного двойника человека.
Необходимо, чтобы после смерти Ка смог снова найти свое земное тело и вселиться в него: только в этом случае душа почувствует себя уверенно и спокойно уже в загробном мире. Но как Ка сможет найти свою телесную оболочку, чтобы вернуться в нее?
Египтяне справились с этой задачей очень интересно и оригинально: кроме мумии покойного в гробницу помещали статую, маску или рельефы с изображением умершего, причем с обязательным портретным сходством - иначе Ка не сможет опознать свой облик.
Cтатуя Снофрунефера - оранизатора развлечений при дворе фараона. V династия. Известняк. Высота 78 см. Музей искусства и истории Вены.Такие взгляды дали мощный импульс всей художественной культуре Древнего Египта, в первую очередь, скульптурному и рельефному портретному искусству.
Египетские портреты эпохи Древнего царства своеобразны и узнаваемы по своему художественному воплощению и принципам, по которым они создавались: портреты мастерски точно передают индивидуальные черты лиц древних египтян, но их выражение является нарочито отвлеченным и бесстрастным.
Эти портреты не позволяют понять психологические переживания человека. И это является не случайным: изображенный человек шел в вечность – спокойный и невозмутимый, чтобы достойно предстать перед богами в загробном мире.
Позже, в эпоху Среднего и особенно Нового царства, портреты стали постепенно делать более эмоционально насыщенными – начинают проглядывать личностные черты, угадываться характер человека.
Гробничные статуи и рельефы изображают покойного всегда в образе цветущего, пышущего здоровьем молодого человека. Но ведь далеко не все умирали молодыми, многие фараоны Египта, судя по всему, умерли в весьма почтенном возрасте.
В чем же тогда дело? А в том, что эти статуи и рельефы изображали не самого человека в его нынешнем возрасте, а его Ка – мистического двойника человека, рождающегося вместе с ним, но не имеющего возраста и не подверженного возрастным изменениям.
Изображения подписывались, поскольку такая подпись, как считали, выражала одну из сущностей человека. Если статуя или рельеф такой подписи не имели, то они считались незаконченными.
Голова статуи "старосты". V династия. Дерево. Глаза инкрустированы: оправа сделана из меди, зрачки - из непрозрачного кварца, роговая оболочка - из горного хрусталя. Каирский музей.Глаза, как элемент статуй и рельефов, имели для египтян особое значение. Зрение было одним из важнейших условий для жизни, а слепой воспринимался ими как мертвый. Недаром в египетской мифологии бог Гор воскресил своего отца Осириса, дав ему проглотить свой глаз – «глаз Гора».
Поэтому раскрашиванию и инкрустированию глаз у статуй уделяли большое внимание. Когда работа над изготовлением статуи завершалась, производили специальный ритуал «открытия очей и рта», который почти в точности повторял подобный обряд, совершаемый перед погребением мумии.
Это делалось для того, чтобы статуя могла заменить мумию в случае, если она по каким-то исключительным причинам будет утеряна.
Работа над рельефами и статуями требовала много времени. Поэтому, начиная с юности, богатые и влиятельные люди приказывали начинать строить свои гробницы и украшать их рельефами и статуями, которые считались носителями магической силы и «живыми».
(Окончание статьи см. здесь: Искусство древних египтян: общий обзор. Часть 2)
Обновлено (24.08.2014 03:00)