- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Искусство древних египтян: общий обзор. Продолжение
Искусство древних египтян: общий обзор)
(Окончание. Начало см. здесь:Когда умирал земной владыка – фараон или богатые люди, то нужно было, чтобы и после смерти они сохраняли свое богатство и власть. Тем более, что фараоны еще при земной жизни были для египтян «живыми богами». У многих древних народов в случае смерти знатного человека был обычай вслед за ним насильственно умерщвлять его жен и слуг, которых хоронили вместе с ним для того, чтобы они продолжали служить своему господину в загробном мире. Так поступали, например, в древнем Вавилоне. В Египте такого обычая, начиная со времени Древнего царства, уже не существовало. Вместо реальных людей в гробницу клали их статуэтки – ушебти. Как верно было подмечено исследователями: не палачи, а художники и скульпторы обеспечивали знатному египтянину материальное благополучие после смерти.
Но не только статуэтки слуг сопровождали покойного. На стенах гробниц вырезались рельефы с изображением различных сцен: охоты, войны, пиров, развлечений, отдыха господина и его семьи, труд слуг и рабов на разных работах. Эти рельефы вырезаны с большим мастерством, старанием и тщательностью, которое тем более удивляет, если учесть, что все это было сделано не для любования посетителей в музее или привлечения потенциального покупателя, а для погребальных покоев, погружавшихся в непроглядный и безлюдный мрак после замуровывания и заделывания всех входов в могилу.
Искусство древних мастеров не было предназначено для того, чтобы вызывать восхищение живых – оно служило только интересам загробной жизни покойного. Оно должно было обеспечить умершему не больше и не меньше как бессмертную жизнь. Поэтому труд художников очень высоко ценился, был чрезвычайно важен и, по сути, носил характер священнодействия. Нередко зодчие (особенно они), скульпторы и живописцы являлись высокопоставленными людьми, часто жрецами того или иного культа. Вспомним хотя бы Имхотепа, великого визиря, архитектора и строителя первой в Египте пирамиды – ступенчатой пирамиды фараона Джосера, обожествленного после смерти. Имена некоторых других также дошли до нас через тысячелетия как в легендах, так и в текстах, в которых они с гордостью и без ложной скромности говорят о себе и своих творениях: «я выполнил работы прекрасные...», «я соорудил...», «я воздвиг...». Словом, человек-художник в Древнем Египте научился гордиться своими творческими силами, но рассматривал их исключительно как выражение божественной воли, а себя - только как ее вершителя.
Земная жизнь кратковременна, а искусство для древних египтян было носителем жизни вечной, поэтому ничего не должно быть в нем изменчивого, неустойчивого, непостоянного, мгновенного. Во всем многообразии и подвижности Египетские иероглифы – знаки-миниатюры, с помощью которых древние люди писали, сами по себе уже являются проявлениями искусства. Египетские художники, изображая самые простые, обыденные сцены из жизни, например, дойку коров, процедуру омовения, прием пищи и т.д., воплощали их в чеканных формулах, которые были определяющими в египетском искусстве на протяжении веков и даже тысячелетий.
жизни египетское искусство искало и нашло лишь немногие, но выразительные формулы творчества. Оно смогло выработать такой язык, который в наибольшей степени отвечает идее постоянства и статичности, — язык экономных графических знаков, обладающих строгими и ясными линиями, четким контуром, компактных и логически завершенных.Индивидуальное творчество художников осуществлялось в рамках строгих канонов, от которых никто и не помышлял отходить, поскольку они были составной частью культовой погребальной практики – самой архаичной и статичной части любой религии. Изменения, конечно, происходили, но очень-очень медленно. Только постепенно появлялись новые орудия и инструменты для художественно творчества, новые приемы обработки материалов, несколько менялись религиозные взгляды, менялись и общественные устои – и только тогда, в свою очередь, это вызывало и определенные изменения в искусстве.
Уже древние греки относились к искусству совсем иначе - они поражались неизменности и устойчивости художественных традиций, приемов и методов искусства Египта. Каноничность художественного творчества Египта, действительно, не может не удивлять. Еще вначале эпохи Древнего царства сложились и закрепились строго определенные изобразительные правила и приемы. По сути, каноны искусства Древнего Египта объединили всю творческую деятельность египтян на протяжении нескольких тысяч лет в единое культурное целое, поскольку оно (творчество) осуществлялось на основании единых методов и принципов.
Фотографии древнеегипетских статуй из музеев мира, приведенные ниже, позволяют лучше понять, что собой представяли каноны искусства Древнего Египта. Первая статуя (слева направо) относится ко времени V династии (ок. 2400 до н.э.), вторая - к XIII династии (ок. 1700 до н.э.), третья - к XXVI династии (ок. 650-600 до н.э.), четвертая - ко времени Птолемеев (ок. 200 до н.э.). То есть эти похожие по стилю выполнения статуи между собой разделяют сотни лет, а крайние - более 2000 лет!
Стоящая статуя представляла собой напряженно выпрямленную фронтальную фигуру с высоко поднятой головой; левая нога чуть выдвигалась вперед, изображая шаг навстречу; руки были симметрично опущены и прижимались к телу. Статуи, которые изображали двух и более лиц, имели неразрывно связанный с ними своеобразный фон, высеченный из того же каменного блока, что и фигуры.
Сидящая же статуя обязательно имела или руки, симметрично положенные на колени, или, в другом каноническом варианте, одна рука сгибалась в локте; спина была выпрямлена, глаза статуи устремлены вдаль.
Был еще один тип изображений владык Египта - в облике бога Осириса. Она представляла собой стоящую фигуру с руками, сложенными на груди и сжимающими жезл и бич (символы царской власти). Скульптуры вельмож фараона создавались по этому же подобию.
Статуям (и рельефам) обычно не оставляли естественный цвет камня (чаще всего это был известняк), из которого они были сделаны, - они раскрашивались: в красно-коричневый цвет (тела мужчин), желтый цвет (тела женщин), волосы красились в черный цвет, а одежды – в белый. И как уже говорилось выше – лица статуй имели портретное сходство с реальными людьми.
На протяжении столетий и тысячелетий статуи в соответствии с этими традициями изготовлялись уже позже в эпоху Среднего царства, а потом и в эпоху Нового царства. Даже в значительно более поздние времена Саисского периода в египетской истории эти каноны продолжали действовать.
Характерной особенностью искусства Египта, которая сформировалась еще в Древнем царстве, было своеобразное распластывание фигуры на плоскости. Голову и ноги человека всегда показывали в профиль, а вот его торс изображался развернутым к зрителю. Этот принцип рисунка сохранился на всем протяжении древнеегипетского искусства. Случаев изображения человеческих голов в росписи или рельефах в фас, а не в профиль, чрезвычайно мало, они появились только в эпоху Нового царства и являются редким исключением из общего правила. Также неизменными на протяжении веков были и каноны сюжетных композиций.
Не смотря на то, что египетское искусство отличается постоянством даже в деталях, оно не является застывшим. В рамках канонов в нем происходили процессы, связанные с внутреннем развитием, и это искусство никогда не теряло связи с жизнью и природой, достаточно реалистично и узнаваемо отображая окружающий египтянина мир.
Первый в своей истории военно-политический, экономический и культурный подъем Египет переживал во времена Древнего царства. Тогда же и сложились традиции египетской классики: монументальность, торжественность, ритмичность и размеренность. Это искусство спокойно и величаво. И в то же время наполнено дыханием жизни едва ли не больше, чем в последующие периоды. Это можно понять: каноны еще формировались и не приобрели характер «забронзовевших правил», освященных авторитетом тысячелетий.
Тем не менее, именно искусство Древнего царства стало образцом для египтян во все последующие эпохи: в их представлении это был период, во время которого в стране господствовал божественный порядок ma’at, установленный богами, когда они еще сами правили на земле. В это нетрудно поверить, глядя на построенные в эпоху Древнего царства великие пирамиды Гизы, Сакарра и Дашура – недостижимый образец каменной архитектуры и строительного искусства во всей мировой культуре.
Обновлено (20.07.2014 23:08)