- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Серапис - гибридный бог греко-римского периода
Серапис (Сарапис) – покровитель династии Птолемеев, бог подземного мира, загробной жизни, плодородия и изобилия.
Среди египтологов нет единого мнения о происхождении и значении Сераписа, хотя он относится к богам греко-римского периода в египетской истории, т.е. периода, который во многом изучен лучше, чем более древние эпохи.
Серапис – искусственный бог?
Серапис – бог, который стоит особняком в пантеоне египетских богов:
- во-первых, его появление в египетском пантеоне богов имеет четкие хронологические рамки - культ Сераписа был «введен» при основателе династии Птолемеев – Птолемее I Cотере (305-282 гг. до н.э.);
- во-вторых, в иконографическом плане – это типичный греко-римский бог, практически не имеющий ничего общего с традиционными изображениями египетских богов;
- в-третьих, его культ в самом Египте был популярен только в Александрии и Мемфисе, а вот за пределами Египта, во всем греко-римском мире, найдено большое число свидетельств его популярности. Римляне оставили изображения Сераписа даже на берегах Англии.
Некоторые исследователи полагали, что Серапис был преднамеренным созданием Птолемея и его советников с целью объединить египтян и греков, живущих в Египте, под эгидой одной религии. Другие считали, что намерение состояло в том, чтобы дать «египетским» грекам их собственное божество.
При определенном отличии, представители таких подходов сходились в том, что Серапис – это бог, которого сознательно «сконструировали» для определенных целей политического и социального характера.
Египетские прообразы нового бога
Однако есть серьезные аргументы против теории о том, что Серапис был просто «изобретением Птолемея I Cотера».
Никогда в истории религий не было случая, чтобы «изобретенному» и «введенному декретом» божеству поклонялись на протяжении длительного времени, а здесь это время составляет более 500 лет – время, за которое сменилось 25 поколений!
Надо отметить, что мнение о том, что Серапис – это искусственная конструкция, не имеющая под собой никакой исторической почвы, в научной египтологии давно уже практически сошло на нет.
Ученые хорошо понимают, что такие явления без исторических корней и предпосылок не возникают. Поэтому предпринимались попытки найти прототип божества в Малой Азии, Вавилоне или Греции, но до сих пор неудачно.
А вот прoобразы для появления этого божества в самом Египте достаточно очевидны. Это Осирис и Апис. Еще до Сераписа был известен культ Осараписа – священного быка Мемфиса, которому поклонялись в этой форме после его смерти (т.е. смерти Аписа).
Исследователи приводят такую семантическую и генезисную формулу: Осирис + Апис -> Осарапис -> Cерапис.
Не случайно его именем – Серапийон - было названо кладбище быков Аписа в Саккаре. То есть Серапис – это грецизированная форма имени бога, хорошо известного до эпохи Птолемеев, а именно Осараписа.
Так же у него есть тесная связь с такой формой богов Осириса и Хапи, как Осирис-Хапи.
Богословские основания
Новый бог был добавлен к пантеону как специальная форма Осириса-Аписа.
Однако, не являясь исключительно сконструированным, Серапис во многом гибридный и синкретический персонаж, в котором соединились и переплелись черты ряда как египетских, так и греческих богов (Зевс, Гелиос, Дионис, Аид и Асклепий), а позже и римских.
Серапис не идентичен Осирису как бог, с которым каждый египтянин хотел идентифицироваться после своей смерти. В частности Серапис никогда не изображался в виде спеленутой мумии, как это характерно для образа Осириса; чаще всего он выглядит как антропоморфный бог с греческой бородой и прической в греческом же хитоне.
Отличается облик Сераписа от изображений и статуй Зевса, Плутона или Посейдона только характерным именно для него головным убором в виде корзины или меры для зерна (modius или kalathos).
Точно так же, как Осирис, Сарапис связан с землей и с регенеративной функцией. Kalathos на голове указывает на связи божества с землей и ее дарами.
Как и Осирис, Сарапис почитался как господин Нила, наряду с этим его власть распространялась и на моря: он управляет штормами и спасает людей в опасности, чем напоминает Посейдона.
Серапис почитался как покровитель династии Птолемеев. Это была первоначально, видимо, одна из важнейших его функций. Конечно, это вряд ли так уж важно было для широких слоев населения как Александрии, так и Мемфиса.
Однако он довольно быстро стал почитаться как целитель всех видов болезней, что способствовало росту его популярности не только среди греко-египетской знати, приближенной к Птолемеям, но и среди простых людей.
Исидой. Они считались супружеской четой, вместе с Исидой Серапису поклонялись как «спасителю», а Горус (Гор, Горпократ) в этой триаде стал их сыном.
Серапис тесно связан сКроме Исиды он часто упоминается вместе с богинями, которые по своим чертам определенным образом перекликались с ним – Рененутет, Месхенет и Шепсет (незначительная местная богиня из Мемфиса).
В Александрии Серапис в греко-римский период соединился с Агeтходаймоном (Agathodaimon), местным популярным богом в облике змеи.
Вероисповедание
Главным культовым центром божества был большой храм Сераписа в Александрии. Это было место паломничества для верующих со всего средиземноморского мира.
Вторым центром поклонения был Мемфис. Храмы меньшего размера и святыни, посвященные божеству, существовали во многих других местах (большей частью за пределами Египта).
Доказательств популярности Сераписа в целом по всему Египту значительно меньше, чем у любого другого традиционного египетского бога.
Римская эпоха Сераписа и закат культа
С окончанием эпохи Птолемеев и установлением в Египте римского владычества, Серапис не канул в небытие. Наоборот, его культ получил дальнейшее определенной развитие, правда, в основном за пределами территории Египта.
Он приобрел черты, во многом схожие с богом Гелиосом, стал «богом времени» и «богом всех». Его почитание было широко распространено во всех областях, прилегающих к Среднему морю.
Во 2-ом столетии н. э. «отец христианской церкви» Тертуллиан с негодованием заявлял, что «целая земля… клянется Серапису».
Почитание Сераписа продолжалось почти до конца IV века нашей эры до тех пор, пока по приказу римского императора Теодосия по одним данным в 389 году, по другим – в 391 г. н.э. не были разрушены его храмы в Александрии и Канопусе, что положило конец официальному культу этого бога.
Иконография греко-египетского бога
Эллинистические элементы преобладали не только в богословских характеристиках Сераписа, но и в его иконографии.
Он изображался в антропоморфической форме как человек, носящий одежду греческого стиля с греческой прической и густой окладистой бородой.
На голове у него обычно высокая корзина для плодов или мера для зерна. Иногда Серапис имеет изогнутые бараньи рожки.
Довольно часто бог и его супруга Исида предстают в виде змей с человеческими головами – голова Сераписа с бородой.
Обновлено (29.10.2013 15:28)