- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Нефтида (Небетхет)
Нефтида (Небетхет) – древнеегипетская богиня. Ее имя (Небетхет) переводится как «Хозяйка дома». Древние греки называли ее Нефтидой, и именно это имя получило наибольшее распространение в научной и популярной литературе. В Эннеаде Гелиополя (девятка важнейших богов города Гелиополя) Нефтида была младшей дочерью бога земли Геба и богини неба Нут. Она была сестрой Осириса, Исиды и Сета.
Текстов пирамид» Нефтида названа «женщиной, не имеющей влагалища», то ли потому, что она сама не могла иметь детей, то ли потому, что Сет был бесплоден (хотя в мифологических сюжетах, связанных с обольщением Нефтидой Осириса и рождением у нее сына Анубиса, об этом не вспоминается).
Во многих текстах она считается также женой Сета (для древних египтян в этом не было ничего предoсудительного – нормы морали древнего общества считали такой брак нормальным и допустимым).Однако брачный союз Сета и Нефтиды не был благополучным. В одной из глав «Муж Нефтиды - Сет – очень противоречивая фигура в древнеегипетском пантеоне богов. С одной стороны – он защищает солнечного бога Ра во время его ночного плавания по подземной реке от страшного змея Апопа, с другой – он коварно и жестоко убил своего брата – Осириса, хотел убить сына Осириса – Гора и получить власть над всем Египтом. Нефтида однозначно принимает сторону не своего мужа и брата, а сторону другого своего брата - Осириса и его жены – своей сестры Исиды (то есть Исида тоже была в родственном браке). Более того, одна мифологическая традиция считает Нефтиду матерью шакалоголового бога бальзамирования и мумификации Анубиса, а его отцом – бога Осириса, которого она обольстила обманным путем – по одной версии, чем-то опоив его, по другой – приняв облик своей сестры Исиды, являвшейся женой Осириса. Другие источники говорят о том, что отцом Анубиса-Сопду был бог Ра.
В мифах она обычно появляется как подруга и помощница своей сестры Исиды, оставаясь при этом довольно бесцветной. Она - своеобразная тень Исиды. Вместе Исида и Нефтида олицетворяли собой день и ночь, жизнь и смерть, рост и распад. Интересно, что в большинстве мифов не отмечена какая-либо негативная реакция Исиды на фактическое совращение Нефтидой ее мужа Осириса. Более того, Исида, узнав, что Нефтида оставила недавно родившегося Анубиса среди болот Дельты без защиты, кинулась его искать и охранять.
Вообще, следует отметить, что мифы, рассказывающие о Нефтиде, Исиде, Сете, Осирисе и Горе полны всяческих противоречий и взаимоисключающих моментов с точки зрения логики. Однако мифологическое сознание синкретично, древние египтяне никогда не стремились изложить свои мифы логически непротиворечиво. Для них многослойность, многозначность, текучесть, изменчивость и нелогичность мифологических сюжетов были изначальной данностью. Изложить древнеегипеские мифы в более «логичном варианте» за египтян попытались древние греки. Древнегреческий историк и священник Плутарх в I веке н.э. сравнивал бога Осириса с полноводным Нилом, несущим жизнь; Исиду – с плодородными землями, орашаемыми Нилом, а Нефтиду – с каменистой и безжизненной пустыней.
Однако Плутарх познакомился с древнеегипетскими мифами тогда, когда культ этих богов существовал на территории Египта уже более 2 тысяч лет (упоминания о Нефтиде содержатся еще в «Текстах пирамид», относящихся к III тыс. до н.э.). Плутарх писал тогда, когда уже появились первые христианские общины, а сам он был убежденным сторонником греческого многобожия, под углом которого рассматривал и все остальные религии, в том числе и древнеегипетскую.
Ученые-египтологи считают Нефтиду одной из древнейших богинь страны фараонов и пирамид, представления о которой претерпели сильные изменения за время истории Древнего Египта (впрочем, это можно сказать практически о любом древнеегипетском боге или богине). Согласно «Текстам пирамид» Нефтида сопровождает бога Ра в его ночном плавании (Исида – в дневном). Исследователи (по крайней мере, некоторые) полагают также, что не очень четко и детально обозначенная супружеская связь Нефтиды и Сета, была лишь проявлением своебразной тяги египтян к парности – у Сета должна была быть жена, у Исиды – напарница.
Поскольку Нефтида принимала самое активное участие (вместе с Исидой) в поисках тела убитого Осириса и во всех магических обрядах по его воскрешению, со временем она стала непременной участницей заупокойных магических обрядов древних египтян. Конечно, этому способствовало и то, что она стала считаться матерью бога бальзамирования Анубиса. Она часто предстает на изображениях возле покойного как носящая траур женщина. Иногда она изображается с крыльями (как и Исида), иногда в виде птицы - соколицы.
Наличие крыльев – определенная магическая необходимость. Взмахивая крыльями, Исида и Нефтида создают «ветер жизни», который позволяет умершему вдохнуть (воскреснуть). Причем следует отметить, что, как правило, Исида изображается у ног покойного, а Нефтида – в изголовье. Однако есть и редкие исключения, когда сестры изображены наоборот, то есть Нефтида у ног, а Исида у головы (одно из таких изображений приведено справа).
По крайней мере, начиная с IV в. до н.э. в храмах Древнего Египта осуществлялись ритуалы, когда две молодые жрицы-девственницы, с тщательно побритыми головами и телами, в париках и соответствующих одеждах изображали Исиду и Нефтиду, обращаясь к Осирису и призывая его воскреснуть. К тому времену уже каждый умерший египтянин олицетворялся с Осирисом, в отличие от ранних времен, когда вначале лишь фараон имел на это право, а позднее это было распространено только на высокопоставленных сановников.
Сестры-богини также часто изображаются вместе в сцене взвешивания сердца в «Книге Мертвых». Нефтида была защитницей и покровительницей одного из четырех сыновей бога Гора – Хапи,
который обеспечивал сохранность легких покойного, помещаемых в специальный сосуд – каноп, которому придавали облик бабуина - Хапи.Как одна из богинь плетения, Нефтида была особенно связана с льняными полосками ткани, которыми обертывали мумию. Эти полосы ткани иногда называли «локонами Нефтиды».
Интересно, что Нефтида была богиней, к которой обращались не только во время похорон – она была также богиней, которую звали на помощь во время родов. То есть, Нефтида встречала первый вдох нового человека, она же провожала его в последний путь на земле, и она же встречала умершего у восточного неба после его смерти.
В Последний период истории Древнего Египта на юге страны Нефтиде поклонялись совместно с богиней Анукет.
Самым распространенным изображением Нефтиды в древнеегипетской иконографии являестся образ женщины с головным убором в виде иероглифического знака, состоящего из строительной корзины, положенной на стену дома. Этот иероглифический знак обозначает «дом», «дворец», «строение».
Обновлено (24.01.2012 00:01)