Главная Религия Древнего Египта Нехбет (Нехебет, Нехебт)


Нехбет (Нехебет, Нехебт)

Богиня Нехбет. Рельеф на колонне храма Собека в Ком Омбо. II в. до н.э.Богиня Нехбет. Рельеф на колонне храма Собека в Ком Омбо. II в. до н.э.
Нехбет (Нехебет, Нехебт) – богиня в облике белого грифа, охранительница царской власти и фараонов, персонификация Верхнего Египта; покровительница рожениц и помощница в родах. Первоначально, еще в преддинастический период, она была местной богиней города Некхеб (современный Эль-Каб), который был расположен в 3 номе Верхнего Египта на восточном берегу Нила напротив города Некхен (Иераконполь), находившегося на западном берегу.

Ее имя означает «Ее Некхеб». Когда город Некхеб вместе с Некхеном стали двойной столицей Верхнего Египта, эта богиня  превратилась в покровительницу и защитницу всего Верхнего Египта. Она стала персонификацией Верхнего Египта и вместе с богиней-коброй покровительницей Нижнего Египта Уто (Уаджет, Уаджит) они составили божественный тандем, символизировавший объединенный Египет.

Нагрудное украшение – пектораль. Изготовлена из пробойного серебряного листа с припаянными позолоченными разделителями. Инкрустированa карнеолом и стеклом. Изображает Нехбет в облике раскинувшего крылья грифа, держащего в своих лапах «шем» - символ вечности.  Слева от  тела стервятника изображена богиня Уто в виде кобры. Предположительное время изготовления – Среднее царство или Второй Промежуточный период (династии XIII–XVII, 1773–1550 гг. до н.э.). Состоит из трех отдельных частей: крылья приложены к туловищу птицы. Видимо, украшала мумию или саркофаг высокопоставленного человека, возможно, фараона. Высота, ширина  и толщина пекторали: 11.2 x 36.5 x 0.5 см. Boston Museum of Fine Arts, США.Нагрудное украшение – пектораль. Изготовлена из пробойного серебряного листа с припаянными позолоченными разделителями. Инкрустированa карнеолом и стеклом. Изображает Нехбет в облике раскинувшего крылья грифа, держащего в своих лапах «шем» - символ вечности. Слева от тела стервятника изображена богиня Уто в виде кобры. Предположительное время изготовления – Среднее царство или Второй Промежуточный период (династии XIII–XVII, 1773–1550 гг. до н.э.). Состоит из трех отдельных частей: крылья приложены к туловищу птицы. Видимо, украшала мумию или саркофаг высокопоставленного человека, возможно, фараона. Высота, ширина и толщина пекторали: 11.2 x 36.5 x 0.5 см. Boston Museum of Fine Arts, США.

Эти две богини (Нехбет и Уто) были тесно связаны друг с другом из-за египетской идеи дуальности – у каждой из двух частей Египта должна быть своя богиня-защитница. Нагрудное украшение принцессы Sithathon. Слева и справа от картуша с именем фараона XII династии Сенусерта II (ок. 1882-1878 гг. до н.э.) в виде змей-кобр изображены богини Нехбет и Уто. Найдено в могиле рядом с пирамидой Сенусерта II в Лахуне. Метрополитен-музей.Нагрудное украшение принцессы Sithathon. Слева и справа от картуша с именем фараона XII династии Сенусерта II (ок. 1882-1878 гг. до н.э.) в виде змей-кобр изображены богини Нехбет и Уто. Найдено в могиле рядом с пирамидой Сенусерта II в Лахуне. Метрополитен-музей.Богини очень часто изображаются вместе. Когда они изображаются в виде женщин, то различить их можно иногда только по головному убору: Нехбет носит белую корону Верхнего Египта (похожа на белую кеглю), а Уто – красную корону Нижнего Египта. В некоторых случаях на голове у Нехбет можно увидеть атеф-корону (она похожа  на корону  Верхнего Египта, но с прижатыми по ее сторонам двумя перьями).

Нехбет. Рельеф храма Мадинет-Абу. Луксор.Нехбет. Рельеф храма Мадинет-Абу. Луксор.Нехбет и Уто стали символами царской власти, защитниками египетских фараонов. Имена этих богинь вошли в состав титулатуры фараонов. Самое раннее свидетельство этого относится к фараону I династии Анеджибу (XXX-XIX вв. до н.э.).

Нехбет обычно изображается как стервятник с протянутыми крыльями, держа в своих когтях «шен» - символ вечности, а иногда «перо Маат». Она приняла форму самой большой летающей птицы, известной египтянам – белого сипа (разновидность грифа).Нехбет. Фрагмент барельефа из храма фараона XI династии  Ментухотепа II (ок. 2040-2010 гг. до н.э.) в Эль-Бахри Дейр. Известняк. Boston Museum of Fine Arts, США.   Нехбет. Фрагмент барельефа из храма фараона XI династии Ментухотепа II (ок. 2040-2010 гг. до н.э.) в Эль-Бахри Дейр. Известняк. Boston Museum of Fine Arts, США. Жители Древнего Египта испытывали суеверный страх перед этими огромными стервятниками, пожирающими тела, похороненные в пустыне. Из-за его огромного размера и способности воспарить высоко в небо, стервятник, как полагали древние египтяне, был ближе богу Ра, который, по их мнению, проживал выше неба. Таким образом, стервятник связан с миром богов. С другой стороны, широкий размах крыльев стервятника может рассматриваться как защитное укрытие для его детей. Стервятник, выполняющий роль матери и обеспечивающий защиту своим птенцам, был для египтян примером материнства. То есть, египтяне одновременно и страшно боялись гнева Нехбет, и в тоже время почитали ее как защитницу. Все эти качества вдохновляли воображение древних египтян, благодаря чему она предстает в египетской иконографии в разнообразных образах и символах.

Золотая маска фараона Тутанхамона. Каирский музейЗолотая маска фараона Тутанхамона. Каирский музейГолова стервятника (Нехбет) и голова кобры (Уто) украшают головные уборы фараонов. Конечно, для древних египтян, это было, в первую очередь, совсем не украшение, а реальный и необходимый защитный атрибут фараона. Слева можно увидеть золотую маску фараона Тутанхамона, на головном уборе которого (убор называется немес) богини-охранительницы представлены именно в таком виде.

Богиня Нехбет в облике кобры с короной Верхнего Египта. Museum Ny Carlsberg Glyptotek. Дания.Богиня Нехбет в облике кобры с короной Верхнего Египта. Museum Ny Carlsberg Glyptotek. Дания.Однако Нехбет также изображалось и в виде кобры. В этом случае две кобры – двойной урей - на головном уборе фараона также символизируют богинь Верхнего и Нижнего Египта. То, что образ змеи тесно связан с Нехбет, демонстрирует и ее символ - цветок кувшинки с длинным стеблем, переплетенный змеей. Обе богини (Нехбет и Уто) были представлены опасными существами, которые должны были быть успокоены и задобрены.

Богиня-стервятник иногда принимала облик другого опасного животного – длиннорогой дикой коровы, обитавшей в болотистых местностях. Но в этом образе были и «добрые» черты - она отождествлялась с богиней-матерью (богиней Мут), кормящей своим молоком фараона-ребенка, помогающей при родах матери фараона. В этой ипостаси она имела имя «Великая белая корова Нехбет». В «Текстах пирамид» она упоминается именно как традиционная богиня-мать. Начиная с Нового царства, она стала почитаться не только как защитница новорожденного фараона, но и всех рожениц. Эти ассоциации привели к тому, что древние греки идентифицировали ее со своей богиней деторождения Эйлитией.

По космогоническим взглядам древних египтян эта богиня существовала в водах хаоса (Нун) еще до создания мира. Она уважалась как патронесса природы и процесса ее (природы) создания. Видимо, эти взгляды способствовали возникновению представления о ней как жене нильского бога Хапи (который оживляет, оплодотворяет природу своими водами).

Для египетских фараонов, защитницей которых была Некхеб, ее почитание было важным делом в их жизни. Из Палермского камня известно, что фараон V династии Усеркаф (ок. 2494-2487 гг. до н.э.; его пирамида была возведена в северном Саккара) приказал предоставлять ежедневно «в южное прибежище» богини 10 порций хлеба и пива. Во время празднования 30-летнего юбилея фараона, которому был посвящен специальный праздник - «Сед», изображение Некхеб устанавливалось на носу ладьи владыки Египта. Фараоны строили храмы и святилища, посвященные ей. Фараон XVIII династии Аменемхотеп II (ок. 1450–1412 гг. до н.э.) построил большой храм богини в одноименном городе Некхеб на месте древнего храма этой же богини, возведенный по приказу фараонов еще Древнего царства. Фараон XIX династии Рамсес II (ок. 1279–1212 гг. до н.э.) значительно расширил этот храм. Под храмом существовали склепы, в которых находились тщательно выполненные рельефы с различными сценами. Рядом с храмом было священное озеро, являвшееся частью продуманного архитектурного дизайна. Последние храмовые сооружения относятся ко времени фараонов XXIX и XX династий.

Нехбет тесно связана с богом солнца Ра. В некоторых текстах она фигурирует в качестве «дочери Ра». Она является «Глазом Ра», а именно Луной. Поэтому она может выступать и в качестве лунной богини. В качестве «Глаза Ра» Нехбет связана с другими богинями, которые имеют это же название - Бастет, Тефнут, Сехмет, Хатхор, Исида, и ее «напарница» в дуальности, Уто. Нехбет часто изображается на голове Ра и фараонов, чтобы охранять их и низвергать огонь на их врагов. Нехбет охраняет фараона XIX династии Сети I (ок. 1291-1278 гг. до н.э.). Рельеф храма Амона в Карнаке.Нехбет охраняет фараона XIX династии Сети I (ок. 1291-1278 гг. до н.э.). Рельеф храма Амона в Карнаке.В качестве «военной богини» она часто изображается выше фараона, защищая его от врагов во многих военных сценах.

В надписи Konosso фараон Тутмоc IV подтверждает, что его защитник – «Нехбет, Белая Нехбет. Она закрепила украшения моего величества, ее две руки были позади (меня), она связывала Девять Поклонов (враги Египта) для меня». Подобные "геральдические" изображения встречаются в египетской иконографии очень частоПодобные "геральдические" изображения встречаются в египетской иконографии очень частоОна также взяла на себя эту военную роль в своих деловых отношениях с другими богами. Например, в одном из мифов относительно конфликта между Сетом и Гором, Нехбет и Уто (в форме крылатых змей) обрамляют Гора (в форме крылатого диска солнца), когда он преследует Сета и его бегущих последователей.

Вместе с богиней Уто Нехбет часто изображается в составе своеобразного защитного геральдического знака вокруг диска солнца или картуша с королевским именем.


Обновлено (24.01.2012 00:01)

 
Рейтинг@Mail.ru