- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Мерет – богиня пения, музыки, танцев
Мерет (Мерт, Мерит, Мерхут) - была богиней пения, музыки, танца и радости у древних египтян. Известна со времен Древнего царства. Ее имя означает «любимая» или «возлюбленная».
Ряд исследователей полагает, что в египетском пантеоне богов Мерет (в этом случае она чаще всего носит имя Mеrit или даже Merhyt) во многом является женским аналогом (иногда и супругой) нильского бога Хапи. Богиня часто изображается с таким же как у него головным убором и держит в руках те же атрибуты, символизирующие обилие и плодородие. Она - «богиня разлива». Египет называли Ta-Mera, или Ta-Merit, то есть в данном контексте "Земля Разлива."
Вопрос о том, была ли Мерет и Мерит (Meret, Merit, Merhyt) одной и той же богиней, или это разные божества, до сих пор актуален. Мерет (Мерит) из числа тех божественных персоналий, о которых мы знаем не слишком много.
Что точно известно о Мерет
Богиня Мерт, по представлениям древних египтян, принимала активное участие в церемониях, связанных с фестивалем «сед», во время которого фараон магическим образом омолаживался и восстанавливал силы для дальнейшего царствования.
Хеб-сед проводился через каждые 30 лет правления фараона. Во время ритуалов фестиваля владыка Египта должен был продемонстрировать и определенные физические кондиции, в частности совершить пробежку. Она хоть и носила ритуальный характер, но бежать фараону нужно было по-настоящему.
Это, безусловно, отголосок родо-племенных отношений, когда вождь должен был время от времени подтверждать свое право на руководство. Если он одряхлел, то его сменял другой сильный вожак. Участь бывших вождей в архаичные времена была иногда трагичной - влоть до их ритуального убийства и поедания сородичами.
Учитывая возраст фараона даже во время первого фестиваля, он рассчитывал и надеялся на помощь богини Мерет (и ряда других богов) во время этих ритуалов-испытаний.
Само участие богини Мерет в такой важной процедуре, каким являлся хеб-сед для всей страны, вряд ли подтверждает встречающееся мнение о том, что она была популярна только среди низших слоев древнеегипетского общества.
Несомненно, этот факт свидетельствует о ее значимости и для знатных людей, включая фараона.
Свидетельство из Метрополитен-музея
В Метрополитен-музее хранятся фрагменты стелы, найденной в Лиште в пирамидном комплексе фараона XII династии Аменемхета I (ок. 1991-1962 гг. до н.э.). На нем Мерет изображена в качестве богини, вдохновляющей и помогающей фараону успешно пройти церемонию, связанную с фестивалем «Сед» (Хеб-сед).
Богиня изображена с поднятыми руками (видна только одна, но таковы были особенности изображений людей в древнеегипетском искусстве). Богиня отбивала руками ритм и пела в такт гимны во время прохождения фараоном процедур фестиваля.
Изучение стелы, которая отличается по технике и стилю изготовления от рельефов и стел эпохи Аменемхета I, привело исследователей к однозначному выводу о том, что она была изготовлена значительно раньше. А именно во времена фараона IV династии Снофру (ок. 2613-2589 гг. до н.э.). В свое время она украшала усыпальницу этого фараона и была изъята для украшения внутренних покоев пирамидного комплекса уже другого правителя Египта.
В те времена это было обычной практикой. Разрушавшиеся древние сооружения нередко рассматривались последующими династиями фараонов как источники хорошего строительного материала и подходящих художественных объектов для новых строительств. Видимо, они не только не чувствовали себя разрушителями, а наоборот, ощущали себя хранителями и продолжателями древних традиций.
Мерет и золото
иероглиф «золото». Да, именно так египтяне изображали иероглифически золото – ткань, с которой стекает вода. То есть основу иероглифа составил тот способ, которым тогда добывали золото - намывкой.
Богиня иногда именуется «госпожой золотого дома». Связь богини с золотом прослеживается даже в той стеле, о которой речь шла выше. Богиня стоит на прямоугольном возвышении, на боковой стороне которого изображенРяд исследователей полагает, что такой эпитет связан не с золотом, как финансовым инструментом, а с местом – «золотым домом», где проводилась ритуальная церемония «открытия глаз и рта» у статуи покойника, чтобы Ка (душа) умершего могла в ней пребывать для того, чтобы умерший смог получить бессмертную жизнь в загробном мире.
Особенности иконографии
Помимо воздетых рук, которыми она может не только отбивать такт, но и держать подношение для обеспечения едой умерших, у изображений Мерет, как правило, есть и еще один отличительный признак – характерный завиток, завершающий ее прическу.
Головным убором у Мерет могли быть побеги лотоса (когда она символизировала Юг) или папируса (когда символизировала Север).
Две Мерет – две части Египта
Книги мертвых упоминаются две богини Мерет, носящие титул «двух подруг». Здесь образ Мерет явно перекликается с дублем богинь, состоящим из Исиды и ее неразлучной сестры Нефтиды.
В главе XXVIIДве Мерет (или Мерти) имели, помимо вышеуказанных различающихся между собой растений в качестве головного убора, различный цвет одежды. Красный был у богини Юга (Верхний Египет), синий – у богини Севера (Нижний Египет).
Обновлено (21.07.2014 00:10)