- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Нехебкау
Нехебкау – в египетской мифологии бог времени, плодородия и податель пищи в облике змеи. Причем змея часто изображалась с двумя головами, а также с человеческими руками и/или ногами. Древние египтяне верили, что Нехебкау появился в процессе создания мира, дав отправную точку начала времени. В этот момент он, как полагали, плавал в первичном водяном хаосе вокруг солнечной лодки бога Ра, охраняя и защищая солнечного бога.
В таком понимании его роль практически совпадает с ролью бога-змеи Мехена, за исключением того, что Мехен формировал защитный барьер вокруг солнечного барка Ра во время его путешествия через ночное небо.
Геба (змеи ползают по земле). Нехебкау (Нехеб Ка – «объединяющий души») воплощал важную идею древнеегипетской религии – соединял физическое тело человека после его смерти с олицетворением его жизненной силы – одной из душ под названием Ка. Ка – это не только жизненная сила, но и «двойник» человека, его «второе я», нераздельно с ним существующее при жизни. Благодаря Нехебкау Ка сопровождает человека и после его смерти, что обеспечивает саму возможность загробной жизни. А чтобы соединить жизненную силу в виде Ка с телом, Нехебкау находился на входе в загробный мир, где встречал умерших.
Иногда Нехебкау считался сыном другой змеи – богини Рененутет (Термутис), которая охраняла собранный урожай и бога землиНо защитная функция Нехебкау этим не ограничивалась. Согласно «Текстам пирамид» Нехебкау кормит умершего фараона и выступает как его посыльный, а позже функции Нехебкау как подателя пищи были распространены и на всех усопших, а не только на фараона. Поэтому нередко Нехебкау изображается как крылатая змея с горшками для переноса еды в руках. Одновременно он был одним из сорока двух богов, которые во главе с Осирисом в двух залах Маат вершили суд над умершим.
Свою защитную роль Нехебкау играл и для живых. Египтяне верили, что Нехебкау особенно полезен в защите от укусов ядовитой змеи.
Поэтому этот бог был участником магических заклинаний и обрядов, которые выполнялись при лечении человека, укушенного змеей или скорпионами (Нехебкау иногда считался сыном богини-скорпиона Серкет, также почитавшейся защитницей от укусов скорпионов).Атумом, чтобы направлять энергию этой сущности не на разрушение, а на созидание и охрану. Наличие двух голов позволяет Нехебкау напасть на врага и отразить угрозу с любой стороны. Он выступает как защитник королевского достоинства, участвует в обрядах коронации нового фараона, и именно он объявляет богам о том, что полномочия земного владыки перешли к другому монарху. Поэтому Нехебкау тесно связан с Гором и Осирисом, являвшимися земным и посмертным олицетворением фараона.
Но, как и у любого бога Древнего Египта, у Нехебкау помимо доброй стороны имелась и агрессивная сущность, которая контролировалась богомХотя у Нехебкау не было официального культа, ему поклонялись по всему Древнему Египту. В его честь проводился специальный фестиваль, который праздновался в пятый месяц древнеегипетского календарного года - время начала культивирования почвы. Поэтому Нехебкау почитался и как бог плодородия.
В музеях мира и частных коллекциях хранится немало амулетов, изображающих Нехебкау, что говорит о большой популярности этого бога в Древнем Египте. Объясняется это многообразием функций Нехебкау - бога, который помогал как умершим, так и живым. Обилие ядовитых змей и скорпионов заставляли древних египтянан вспоминать об этом защитном боге достаточно часто, а та важная роль, которую играл бог после смерти человека, выдвигали его в число очень значимых древнеегипетских богов.
Исследователи полагают, что образ Нехебкау в виде существа с человеческим телом и двумя змеиными головами порожден видом двух человеческих рук, поднятых в молитвенном жесте.
Обновлено (24.01.2012 00:01)