- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Египетский бог-крокодил Себек
Нейт.
Себек (Собек, греческое имя - Сухос) – бог воды и разлива Нила в облике крокодила, сын богиниКрокодилы и египетская мифология
Египетская мифология не могла пройти мимо такого животного, как нильский крокодил. Это крупное пресмыкающееся, достигающее в длину 6 метров, вес самых больших особей превышает тонну.
Нильский крокодил вызывал священный трепет у древних египтян – вся их жизнь была связана с Нилом, а настоящими хозяевами реки были именно крокодилы. Одним ударом могучего хвоста голодный крокодил мог опрокинуть рыбацкую лодку и утащить под воду незадачливого рыбака.
И на суше, вблизи воды и болот, нельзя было чувствовать себя в безопасности – крокодилы, в том числе и нильские, могут даже бегать своеобразным галопом, проявляя удивительную резвость для таких, на первый взгляд, неповоротливых вне воды животных.
Страшные челюсти с огромными зубами, смыкаясь с огромной силой, ломают кости крупных животных и раскалывают панцири черепах. Интересно, что зубы у крокодилов меняются в течение жизни много раз – на смену старым и сточенным вырастают новые и острые.
Крокодил может обходиться без пищи очень длительное время – до года, ни одно млекопитающее не может в этом с ним сравнится. И еще одна особенность – у крокодилов нет языка в привычном понимании – его язык распластан вдоль нижней челюсти и плотно прилеплен к ней.
То есть в отличие от ряда животных, наделяемых во многом фантастическими чертами, крокодилы обладают такими реально существующими качествами и свойствами, которые просто не могли не сделать их важными персонажами египетских мифов, начиная с древнейших времен.
Первые упоминания о Себеке
Египетский бог с головой крокодила почитался с древнейших времен.
Собек упоминается в «Текстах пирамид» как сын богини Нейт. Он выступает в качестве одного из существ, которые появились из водянистого хаоса и дали начало миру.
О нем говорится как о том, кто «берет женщин от их мужей всякий раз, когда он хочет согласно своему желанию», но кто также делает зелеными травы речных долин и берегов (ТП 507-10). То есть Себек с древнейших времен был связан с воспроизводством и с растительным изобилием.
Уже в начале III тыс. до н.э. бог-крокодил имел важное значение для первых фараонов, судя по найденной королевской печати с его изображением, относящейся ко времени правления или Нармера (фараон "нулевой" династии) или фараона I династии Менеса (Гор-Ага).
Бог воды и разлива Нила
Поскольку вода и крокодил неразрывно связаны, то даже сам Нил считался произошедшим из пота крокодила. Так же от этого животного, как полагали, зависел и разлив великой реки. Поскольку вода и разлив Нила определяли урожай зерновых, то Себек обладал так же чертами бога растительности, плодородия и изобилия.
У Собека было два основных культовых центра: древний город Шедет (греческий Крокодилполис и современный Мединет эль-Фаюм) в Фаюмском оазисе, расположенном к юго-западу от Каира и Kом Омбо - к югу от Луксора (см.В Ком Омбо храм Себека уникален тем, что является частью дубль-храма, построенного в греко-римскую эпоху. Северная часть посвящена триаде богов во главе с Гором (Гор, Тасенетнофрет и их сын Панебтави), а южная - триаде богов во главе с богом-крокодилом (Себек, Хатхор и их сын Хонсу).
Помимо этих больших храмов по всему Египту имелись многочисленные святилища и храмы меньшего размера, посвященные египетскому богу воды. Среди них следует отметить храмы в Гебель эль-Cильсилe и Гебелине.
Двойственное отношение к крокодилам
Греческий писатель Геродот отмечал, что крокодилы в некоторых частях Египта почитались как священные животные. Храмовые комплексы, посвященные богу-крокодилу, включали специальные бассейны, в которых жили священные рептилии.
Их головы украшали серьги, а лапы - браслеты с драгоценными камнями. После смерти их тела мумифицировали и хоронили на специальном кладбище (такое кладбище было найдено в Ком Омбо).
Однако в Египте были и области, где на крокодилов охотились и убивали.
Такая полярность нашла свое объяснение и отражение в мифах. Египетский бог Себек в них очень многогранен и неоднозначен. Он может сливаться с Амона или солнечного бога Ра, иногда в виде бога Себека-Ра, может выступать как ипостась бога Хнума или Осириса, а может ассимилироваться с образом Сета – злейшего врага Осириса и Гора.
образомВ других мифах Себек делит с Гором титул «короля Египта» и оказывает ему помощь (в частности находит в водах Нила и приносит его руки, отрезанные у Гора в порыве гнева его матерью Исидой, которые потом сама же Исида с помощью магии возвращает на место).
Мифологическое сознание не подчиняется законам формальной логики и в том, что один и тот же бог может быть как добрым, так и злым, для него нет противоречия.
Себек – покровитель фараонов
Когда в период Среднего царства в Египте начали править фараоны XII династии, происходившие из Фаюма, Себек стал почитаться и как бог-покровитель фараонов.
Легендарная женщина-фараон из этой династии носила имя Себекнеферу – «Себек красивый» (ок. 1790-1786 гг. до н.э.). Ее пирамидный комплекс, построенный в Мазгуне (4 км южнее Дашура), является одной из последних пирамид, возведенных в Египте.
Традиция включать имя Собека в свои имена была продолжена фараонами XIII династии, многих из которых звали Себекхотеп – «Себек довольный» (Себекхотеп I, II, III, IV, V).
Некоторые фараоны XVII династии (ок.1650 – 1567 гг. до н.э.) тоже носили подобные имена – Себекемсаф I и Себекемсаф II. Включение имени бога в состав имени фараона говорит об огромной значимости культа Себека в тот период.
С наступлением периода Нового царства египетские фараоны уже не носят имени бога-крокодила. Однако статуя, изображающая сравнительно маленького по размерам девятого фараона XVIII династии Аменхотепа III (ок. 1402 – 1364 гг. до н.э.) и сидящего рядом с ним значительно более крупного Себека (находится ныне в Луксорском музее), говорит о том, что бог-крокодил и в этот период не утратил свои функции покровителя и защитника египетских фараонов. Эти же черты сохранились у него практически до конца эпохи фараонов, включая царей-фараонов греко-римского периода.
Родственные связи бога-крокодила
Если матерью Себека считалась Нейт, то с остальными родственными связями все более сложно. Супругой бога-крокодила могли быть Хатхор, иногдаЕго сыном от богини Хатхор в триаде Ком Омбо был бог Хонсу, а в Фаюмском оазисе от супружеского союза с Рененутет сыном у него являлся бог Гор.
В ряде мифов Гор сам выступает в образе крокодила во время поисков в Ниле частей тела своего отца Осириса, коварно убитого и расчлененного жестоким Сетом.
Почему у крокодилов нет языка?
И на этот вопрос египетские мифы дают свой ответ.
Когда Сет убил и изрубил Осириса, он разбросал части тела своего убитого брата по всему Египту, а его фаллос бросил в воды Нила.
Себек, несмотря на неоднократные предупреждения богов не употреблять мясо в пищу, пренебрег этими словами и, увидев фаллос, проглотил его.
Хотя он не знал в тот момент, кому принадлежала эта часть тела, наказание богов было жестоким – Себеку отрезали язык.
Именно поэтому, как верили египтяне, крокодилы не имеют языка.
Египетский бог с головой крокодила
Поскольку с Себеком связаны многие мифологические образы, то его изображения существенно различаются.
Традиционно Себек изображался как человек с головой крокодила, с головным убором, включающим в себя диск солнца с высокими перьями, урей (иногда два), нередко рога вычурной формы.
Характерным для такого изображения бога-крокодила является наличие у него трехстороннего парика.
Чуть реже в качестве головного убора изображается корона-атеф (высокая кеглеобразная корона с двумя перьями по бокам) или объединенная корона Верхнего и Нижнего Египта.
Египетский бог воды мог изображаться и в зооморфной форме – в виде крокодила с аналогичным головным убором.
В образе Собека-Ра изображается в виде крокодила с солнечным диском и уреем на голове.
В качестве Гора мог изображаться в виде крокодила с головой сокола.
Помимо этого египетский бог Себек мог изображаться с головой барана, льва или быка.
Защитные амулеты в виде крокодила были широко распространены в Египте не только среди знати, но и у простых людей.
В греко-римский период солярные аспекты в Себеке были столь значимы, что греки нередко идентифицировали его с Гелиосом – греческим богом солнца.
Обновлено (21.07.2014 00:09)