- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время


Люди - главное транспортное средство


Наиболее распространенным средством для перевозки тяжестей являлись салазки, применявшиеся уже в Древнем царстве (иероглиф, обозначающий салазки, встречается уже в текстах пирамид). Они состояли из двух полозьев, толстых брусьев, соединенных между собой поперечинами. Такие салазки были найдены около Дашура. Они датируются, по всей вероятности, временем ХII династии и, возможно, предназначались для перевозки священной ладьи. Эти салазки, сделанные из толстых деревянных брусьев, имеют в длину 4 м 21 см, а в ширину около 80 см. На них можно было перевозить большие тяжести, их употребляли также для перевозки больших каменных глыб, статуй и т.п. Люди, которые тянули такие салазки, впрягались с помощью кожаных ремней или веревок. Да, именно люди были главной транспортной силой при строительстве пирамид! Свидетельств того, что во время строительства "больших пирамид" в качестве тягловой силы использовали быков нет.
В роли тягловой силы люди выступают во всем древнем Египте. Известны иммунитетные грамоты Древнего царства, освобождающие эксплоатируемое население храмов от выполнения повинности по перевозке грузов, повинности, которая тяжелым бременем лежала на зависимом населении всех остальных земель. В Среднем и Новом царствах зависимое население страны в порядке повинности также привлекалось для подобных целей. Изображения людей, переносящих или перевозящих грузы, очень многочисленны. Даже в период Среднего и Нового царств, когда животные: быки, ослы, верблюды - начали более широко применяться для транспортных нужд, это не вытеснило применения человеческой силы.
У подножия пирамиды Джосера найдено много каменных шаров диаметром от 12 до 19 см, а диаметр отдельных из них достигал 40 см. Эти специально сделанные из камня шары применялись также в качестве катков для перетаскивания больших глыб.
Меньшие тяжести, например каменный ящик-саркофаг, передвигали с помощью таких же каменных катков-шаров, но малого диаметра, до 6 см. Поставив груз на катки и умело подталкивая его, один человек мог без особого труда передвинуть саркофаг весом в несколько тонн. Каменные шары делали из очень твердых сортов камня, главным образом долерита, чтобы они могли выдержать большую нагрузку.
Оба вида каменных катков, цилиндры и шары, могли быть применены лишь на твердой, гладкой каменной площадке или дороге. Недалеко от одной из больших пирамид Гизэ сохранились остатки такой каменной дороги, ведущей к известняковому карьеру.
Обновлено (21.07.2014 15:44)