- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Дороги Древнего Египта
Все добытые в каменоломнях камни нужно было доставить к месту строительства. Геродот говорит, что десять лет строили дорогу, по которой возили камни. Сначала плиты перевозились на лодках из каменоломен на левый берег, затем их клали на полозья, и десятки людей волоком тащили их по укатанной дороге до самого места постройки. Недалеко от одной из больших пирамид Гизэ сохранились остатки такой каменной дороги, ведущей к известняковому карьеру.
Сложнее обстояло дело с доставкой камня издалека. В каменоломнях на противоположном берегу Нила разрабатывали белый облицовочный известняк. Месторождения базальта находились около оаза Фаюм. Гранит привозили в Гизэ за тысячу километров из района Асвана. А особо ценный диорит, шедший на изготовление царских статуй, добывался в районе Тушка, в нескольких сотнях километров южнее Асвана.
Кроме того, часть камня доставлялась и с Синая. По реке камень, предположительно, транспортировали во время разлива Нила, т. е. летом. Тогда от карьера до берега и от берега до строительной площадки расстояние по сухопутью было минимальным. Ладья с камнем при наводнении могла подойти гораздо ближе к подошве Ливийского плато, на котором шло сооружение гробниц. Здесь материал сгружали и волоком тащили вверх на холм по дороге, мощенной каменными плитами и блоками.
В том месте, где приставала ладья с камнем и начиналась дорога, со времени фараонов четвертой династии при строительстве каждого пирамидного комплекса ставили долинный храм. Он соединялся с припирамидным храмом, находившимся на холме, каменной дорогой.
Сооружение этих переходов было трудным и к тому же ответственным делом. Редко случалось так, что дорожники укладывали камень непосредственно на скальный грунт. Чаще приходилось предварительно подготовлять основание. Так было и с прокладкой дороги к пирамиде царя Униса. Каменщикам пришлось в нескольких местах пересекать впадины глубиной до 8 м. Для их заполнения нужен был камень. Древние дорожники облегчили себе в данном случае труд, разобрав часть каменной ограды пирамидного комплекса Джосера.
Примечательно в данном случае и то, что эти каменные переходы являются самыми древними (первой половины III тысячелетия) из известных до сих пор мощенных камнем дорог.
По окончании строительства дорога превращалась в культовую. По ней везли к пирамиде гроб с останками фараона. Иногда этот выложенный камнем переход в несколько сот метров окружали стеной и ставили над ним крышу. В этом случае свет попадал внутрь через оконные проемы. Длина некоторых дорог достигала километра и более, а ширина - нескольких метров. На строительство шли не только сравнительно малые блоки весом до 10 т, но и более тяжелые камни. Так, низ пирамиды Хуфу (Хеопса) облицован базальтовыми блоками, каждый весом 16 т. Гранитные балки перекрытия склепа этой же гробницы весили около 500 т. В святилище Менкаура (Микерина) вес многих камней был 200 т, а в храме Хафра (Хефрена) есть монолиты весом до 423 т.
Все эти камни доставлялись на деревянных санях. На толстых плитах дорог можно видеть глубокие борозды от полозьев, свидетельствующие о том, что здесь в течение долгого времени возили огромные тяжести.
Таким образом, при возведении пирамид необходимо было строить и довольно основательные дороги. Они были сравнительно короткими. Если же говорить о дорогах, так сказать, общего пользования, то Древний Египет не знал усовершенствованных дорог этого назначения. Имевшиеся в пределах страны дороги, как правило, представляли собой тропки, соединявшие селения и проходившие на границе обрабатываемой земли и песков.
Усовершенствованные дороги были созданы лишь в эллинистическое и, главным образом, в римское время. До того же лучшими, имевшимися далеко не везде, были дороги из утрамбованной земли, по которым можно было провозить большие тяжести. Остатки таких дорог можно видеть еще и теперь в разных местах страны. Такие дороги устраивались у каменоломен (и по ним возили тяжелые камни до берегов Нила), в пределах некрополя, где бывали часто стройки и, возможно, в городах.
Для Среднего царства известны примеры более совершенной дороги, по которой возили камень для постройки Лахунской пирамиды. Неподалеку от пирамиды были устроены ломки камня, и так как скалистый грунт, по которому следовало возить камень к постройке, был очень тяжел и устройство обычной дороги из утрамбованной земли было невозможно, то здесь была построена дорога необычного типа. В скалистой почве на небольшом расстоянии друг от друга были прорублены ямки, в, которые положили бревна. Салазки, на которых перевозили камень, не касались почвы и скользили по бревнам. По своей длине эта дорога была невелика. Аналогичная дорога найдена в Лиште. Изображение такой дороги есть на гробнице Себекнахта.
Кроме дорог, проходивших в пределах Египта, были дороги, соединявшие его с соседними странами и имевшие поэтому огромное экономическое и стратегическое значение, отлично сознававшееся древними правителями страны. Однако заботы владык Египта, уделявшиеся этим дорогам, имели в виду только безопасность движения и снабжение путников водой.
Вдоль этих дорог были построены укрепления, расположенные на расстоянии не свыше одного дня пути друг от друга. Эти укрепления представляли собой небольшие форты, в которых находился постоянный гарнизон и где имелись запасы продуктов и колодцы, снабжавшие водой путников. Размеры этих фортов позволяли также дать приют каравану на ночь или на время набега какой-либо шайки грабителей-кочевников. Но эти заботы не были направлены на улучение самого пути.
Дорога, которая вела от Мемфиса в Сирию, или та, которая соединяла Нил с Красным морем (Кена-Коссеирская дорога) и по которой с древнейших времен проходили караваны, направлявшиеся за медью на Синайский полуостров и в каменоломни Уади-Хаммамат, представляли собой караванные тропки, проходившие по пескам: сильный ветер заносил песком следы старого пути, и обычно каравану приходилось прокладывать новый путь.
Единственным сооружением, имевшимся на дороге из Египта в Сирию, целью которого было облегчить путь, был мост, выстроенный не позднее, чем в царствование фараона Сети I, перекинутый у крепости Джару через канал, соединявший Нил с Красным морем.
Обновлено (21.07.2014 16:25)