- Главная
- Великие пирамиды
- Устройство пирамид
- Расположение пирамид
- Cфинкс
- Зачем строили пирамиды
- Фараоны - строители пирамид
- Как добывали камень
- Технология строительства
- Кто построил пирамидные комплексы
- Архитекторы пирамид
- Искусство Древнего Египта
- Мифы древних египтян
- Религия Древнего Египта
- Тайны египетских пирамид
- Египетские иероглифы
- Тутанхамон и его загадка
- Пирамиды и наше время
Пирамида - часть ритуально-погребального комплекса
Колоссальные пирамиды фараонов III и IV династий являются не только первыми большими каменными сооружениями Древнего Египта, дошедшими до нас, но и первым в истории архитектуры примером использования единых подходов при строительстве целого ансамбля крупных сооружений. Пирамиды - часть ритуально-погребального комплекса.
О поражающих воображение размерах пирамид писали, и будут писать все, кто видел или еще увидит эти удивительные архитектурные сооружения. И на их фоне не всегда заметны другие здания и сооружения, входившие в архитектурный комплекс. Но они заслуживают того, чтобы на них обратили самое пристальное внимание. В их создание также был вложен колоссальный труд, и вместе с пирамидами они составляли единое целое.
Что же входило в пирамидный комплекс помимо собственно пирамиды? Начнем от самой пирамиды. Первое, что было обязательным, начиная с первой ступенчатой пирамиды Джосера и его ближайшего преемника Сехемхета, – высокая кирпичная стена, толщиной несколько метров, ограждавшая пирамиду по периметру и создававшая закрытый внутренний двор. Интересно, что стена имела не ровную поверхность, а состояла из чередующихся ниш, разделенных своеобразными колоннами.
К стене иногда с внутренней, но чаще с внешней стороны примыкал заупокойный храм – величественное каменное здание, состоящее из залов с со столбами-монолитами для поддержания крыши, сделанной из толстых каменных плит. В залах заупокойного храма стояли великолепно сделанные статуи владыки – земного бога – фараона. Археологические раскопки показывают, что планировка заупокойных храмов окончательно приобрела характер канона после пирамиды Хефрена. При строительстве заупокойного храма фараона Хефрена были использованы элементы, которые потом стали обязательными для всех последующих подобных строительств Древнего царства. Этих элементов пять: входной зал, который был своеобразным вестибюлем, ведущем внутрь храма; центральный двор, с каменными колоннами, поддерживающими кровлю; пять камер с культовыми статуями; складские помещения и святилище.
От заупокойного храма шла дорога к другому храму, так называемому долинному. Дорога строилась из каменных блоков, имела такие же боковые ограждения и, судя по всему, накрывалась сверху каменными плитами, образуя в результате нечто вроде каменного туннеля. Похоронная процессия, жрецы и слуги, передвигавшиеся по такой дороге, были неплохо защищены как от палящего солнца пустыни, так и от песчаных бурь.
Долинный храм напоминал заупокойный, но, как правило, меньшего размера. Часть египтологов считает, что нижние храмы пирамидного комплекса использовались в качестве помещений, где производилась процедура мумификации тела фараона перед погребением в пирамиде. Другая часть полагает, что нижние храмы не использовались для этих целей, и мумификация производилась вне храма.
Более того, ряд египтологов во главе с Захи Хавассом (известный египетский ученый, популяризатор египтологии и организатор многих исследований пирамид) полагает, что даже дорога от долинного до верхнего храма не использовалась для прохождения похоронной процессии с саркофагом фараона. По их мнению, двери в верхний храм слишком узкие, чтобы саркофаг и похоронная процессия могли попасть в храм, не нарушив торжественность момента.
Фактически они считают, что в понимании пирамид и окружающих их строений как ритуально–погребальных комплексов, упор нужно делать на ритуальной стороне, а не на непосредственном процессе погребения. Они полагают, что комплекс пирамиды является комбинацией храма и дворца, которые были нужны для фестивалей «сед», проводившихся на 30-й год царствования и освящавших дальнейшее правление фараона, а после смерти владыки – для поклонения ему как богу Гору и богу Ра, обеспечивая ему вечную жизнь и полноту власти уже в загробном мире.
Вокруг пирамиды фараона для его родственников и приближенных строились гробницы в виде меньших по размеру пирамид или мастаба. Постепенно к ним добавлялись все новые и новые захоронения. Все вместе они образовывали огромные некрополи. Научное изучение этих кладбищ началось в конце XIX века и продолжается до сих пор.
Обновлено (27.10.2013 18:15)