Главная Религия Древнего Египта Бог Сокар (Sokar)


Бог Сокар (Sokar)

Сокар. Птолемеев период, 332–30 до н.э. Многоцветный гипс и позолоченное дерево. Музей McClung, Ноксвилл, Теннесси, СШАСокар. Птолемеев период, 332–30 до н.э. Многоцветный гипс и позолоченное дерево. Музей McClung, Ноксвилл, Теннесси, СШАЕгипетский погребальный бог и отчасти бог плодородия в облике сокола. Основным культовым центром был некрополь в Саккаре, который являлся кладбищем Мемфиса.

Здесь находился храм, посвященный этому богу. Возможно, что и само название местности – Саккара – связано с именем Сокара.

Культ Сокара возник еще в додинастические времена. Вначале, видимо, он выступал в качестве духа-хранителя могил. После 3000 г. до н.э. его статус вырос до полноценного божества.

Сокар и Птах

Еще в эпоху Древнего царства обозначилась связь Сокара с важнейшим богом Мемфиса – Птахом. Как отмечают исследователи, такая связь уже точно существует во времена фараонов V династии (ок. 2494-2345 гг. до н.э.) – она нашла отражение в «Текстах пирамид». Жрецы Пта выступали одновременно и жрецами Сокара.

Возможно, что свою роль в сближении этих божеств сыграло то, что Сокар так же, как Птах, был покровителем строительного и иного ремесла и сам был мастером. В частности в эпоху Древнего царства он считался божественным создателем костей фараонов. Египтяне обожествляли своих фараонов, а у богов, как они верили, кости из металла (серебра).

Позже Сокар определенным образом был связан со смешиванием ароматических веществ в процессе изготовления различных мазей, игравших исключительно важную роль в египетских ритуалах. Такие общие «ремесленнические» черты приводят к тому, что даже супругой у Сокара иногда выступает богиня-львица Сехмет, которая в других случаях являлась женой Птаха.

Дальнейшее развитие этой тенденции привело к появлению единого божества Пта-Сокара. Птах-Сокар изображался в виде сокола или в облике человека с головой сокола. Он мог иметь и облик, который характерен для Патайкоса (Патека) – кривоногий карлик с большой головой, увенчанной скарабеем.

Триединое божество Осирис-Птах-Сокар

Сокар и фараон Сети I. Рельеф на портике храма Сети I в АбидосеСокар и фараон Сети I. Рельеф на портике храма Сети I в АбидосеВ период Среднего царства, когда усилилось влияние культа Осириса, появилось триединое синкретическое божество Осирис-Птах-Сокар. Впервые появление такого бога отмечено на траурных стелах в некрополях Абидоса. В некоторых древнеегипетских списках это тройственная фигура называется Осирис-Сокар-Асар.

В Поздний период Осирис-Птах-Сокар может появляться в облике быка или в виде мумии с человеческой головой (в каких-то случаях сокола), увенчанной сложным головным убором, представляющим собой коническую атеф-корону с диском солнца, кобрами и волнообразно-изогнутыми рогами.

Культ Сокара

Сокар был персонификацией подземного мира. Сокар охранял дверь входа в подземный мир, сам он жил в некой секретной пещере, называемом Imhet или “Двери дорог”, которая помещалась в самом сокровенном месте этого мира. Отсюда он питал сердца покойников и был ответственным за них.

Сокар символизировал тьму и распад, которые для древних египтян выражала и ночь, и одновременно защиту и опору. Ночью мертвые оставались с Сокаром и под его охраной, пока утренний свет, связанный с Ра, не пробуждал их. Таким образом, пробуждение невозможно без Сокара, без его покровительства. Связь с богом солнца проявлялась и в том, что Сокар считался «ба Ра», то есть одной из душ этого божества.

Для древних египтян кратковременная земная жизнь была только прелюдией к смерти и вечной загробной жизни, достижение которой и было их главной целью. Этой задаче у них было подчинено все, начиная от строительства величественных пирамид для обеспечения бессмертия фараонов, заканчивая скромными захоронениями простых людей.

В могиле Тутмоса III (ок. 1504-1450 гг. до н.э., XVIII династия) в Долине Королей он изображен как человек с головой сокола, стоящий на многоголовой подземной змее, подчеркивая тем самым свою власть над нижними областями и их обитателями.

Серебряный человекообразный гроб с головой ястреба фараона XXII династии Шешонка I (ок. 945-924 гг. до н.э.), был, вероятно, предназначен для того, чтобы магическим образом преобразовать мертвого короля в Сокара.

Парадокс древнеегипетской культуры в том, что все жизнерадостные мотивы, которые в ней, несомненно, присутствуют, связаны с ожиданием смерти. В честь погребальных богов устраивались празднества и фестивали.

Испанские исследователи полагают, что у него было и женское воплощение в облике богини Сокарет, которая также присутствовала и участвовала в ритуале погребения.

Фестивали в честь Сокара

Фестивали в честь Сокара известны с древнейших времен. Есть свидетельства этого относящиеся ко времени II династии, упоминается такой фестиваль и в надписях, высеченных на Палермском камне – одного из самых древних письменных памятников древнеегипетской цивилизации.

С более поздних времен известно, что фестиваль Сокара проходил в месяце Хояк (Choiak). Хояк – четвертый месяц древнеегипетского календаря, его начало по григорианскому календарю приходится на 10 декабря.

Празднования продолжались 10 дней и заканчивались на 30 день месяца подъемом джед-столба, который был символом Осириса – бога возрождения.

В ходе самого фестиваля совершались, в том числе и ритуальные действия, направленные на повышение урожайности и плодородия земли, поскольку фестиваль по времени совпадал с началом сельскохозяйственных работ. Поэтому Сокар, помимо качеств погребального бога и покровителя умерших, одновременно имеет характеристики бога плодородия.

Фестиваль Сокара праздновался с большим размахом особенно в западных Фивах, где рельеф на стенах погребального храма Рамзеса III (XX династия) в Мединет Хаби показывает, что это почти конкурировало с новогодним фестивалем Опет.

Лодка Сокара – Хенну (Хену)

Лодка Сокара - Хенну. Цветная роспись. Лувр, ПарижЛодка Сокара - Хенну. Цветная роспись. Лувр, ПарижОдним из самых распространенных иконографических образов, связанных с Сокаром, является «лодка Сокара» - Хенну (Hennu или Henu). Ладья Hennu имеет архаичную полукруглую форму с высоко поднятыми носом и кормой.

Нос судна заканчивается изображением головы газели или сернобыка с очень длинными рогами, повернутой в сторону самой лодки, то есть в сторону кормы. В центре лодки находится погребальный сундук с крышкой в виде головы сокола или ястреба, символизирующая самого Сокара. А вся конструкция покоилась на санках с полозьями.

В «Текстах Пирамид» упоминается о том, что умерший фараон всходит на ладью Сокара и равняется с богом (ТП 620,1824,2240, и т.д.).

Лодка Hennu не только изображалась в иконографике. Она в виде реально выполненной большой модели была важным атрибутом фестивалей, посвященных Сокару. Ее нагружали камнями и люди тащили ее на салазках.

Из «Книги мертвых» следует, что это одно из похвальных дел, улучшающих возможности покойного в загробном мире. Для таких лодок иногда строились специальные святилища (Нижний Египет).

общие
Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (14.09.2014 17:32)

 
Рейтинг@Mail.ru