Главная Религия Древнего Египта Cатис (Сатет) - госпожа Элефантины


Cатис (Сатет) - госпожа Элефантины

Богиня СатисБогиня Сатис
Сатис (Сатет) – богиня очищающей воды и охранительница южных границ Египта.

Первые упоминания о Сатис

Ее имя впервые было обнаружено на каменных флягах, найденных недалеко от ступенчатой пирамиды фараона Джосера в Сакаре (III династия).

В период VI династии упоминается в «Текстах пирамид» в качестве богини дающей воду в четырех кувшинах с двумя ручками для процедуры очищения тела умершего фараона в Подземном мире.

Богиня-лучница

Была тесно связана с Нилом и островами Элефантина и Сехель. Начиная со Среднего царства, почиталась как «госпожа Элефантины».

Фараон XII династии Аменемхет II (ок.1917-1882 гг. до н.э.) в Асуанской надписи назвал себя «Любимым Сатис, госпожой Элефантины». Фараон той же династии Сенусрет III (r. 1878-1841 до н.э.) построил канал в ее честь. Фактически весь Верхний Египет называли Ta-Satet или "Землей Сатет".

Здесь она была супругой бога Хнума и матерью богини Анукет. Они составляли божественную триаду этой местности.

Когда Хнум был идентифицирован с солнечным Ре, Сатис стала «Глазом Ра», в этом качестве богиня приняла на себя некоторые особенности Хатор.

Как богиня-защитница южных рубежей Египта была связана с грозным богом войны древних египтян Монту, иногда выступая в качестве его супруги. Считалось, что врагов фараона и Египта богиня поражает своими меткими стрелами. Как богиня-лучница была связана с отрядами нубийских стрелков, которые входили в состав египетской армии и славились своим искусством стрельбы из лука.

Она защищала не только живых, но и умерших. В ипостаси защитницы и воительницы была свирепой и опасной. В одном из «Текстов Пирамид» (439) говорится о том, что Сатет божество, более сильное, чем Ра. В «Текстах саркофагов» Сатис защищает мертвых от опасностей с юга своими причиняющими боль стрелами.

Повелительница нильского разлива

Поскольку разлив Нила начинался на юге, а Сатис была богиней этой местности, то это ежегодное явление, приносящее египтянам орошение и плодородность нильской долины, также было связано с ней. В связи с этим у нее был эпитет - «Та, которая распространила живительные воды Нила».

Разлив Нила совпадал по времени с появлением звезды Сириус, поэтому иногда Сатис идентифицировалась с этой звездой, что приводило к отождествлению ее с богиней Сотис (Сопдет), являвшейся в мифологии Древнего Египта богиней Сириуса. В греко-римский период Сатет (Хозяйка Воды Жизни) практически полностью идентифицировалась со звездной богиней Сопдет-Изидой.

В районе Асуана – недалеко от Элефантины и Сехеля - воды Нила были крайне опасны для навигиции судов из-за многочисленных острых скал. На островах были найдены большое количество камней с надписями, содержащими обращения к водным божествам, включая Сатис, Хнума и Анукет. Исследователи полагают, что надписи делались моряками, которые плыли в Нубию и теми, кто уже успешно вернулся домой. Первые, чтобы обеспечить свою безопасность, вторые – в знак благодарности.

Красивая, как газель, быстрая, как стрела

Рельеф с изображением Сатис когда-то украшал стены храма в городе Кава (ныне на территории Судана). XXV династия. Ашмола музей, Оксфорд Рельеф с изображением Сатис когда-то украшал стены храма в городе Кава (ныне на территории Судана). XXV династия. Ашмола музей, Оксфорд Богиня почти всегда изображается как женщина носящая Белую корону Верхнего Египта с уреем, по бокам который обычно находятся рога антилопы или перья.

Также иногда она изображалась, носящей головной убор стервятника (грифа), обычно характерный для королев, родивших наследников. Она носит простое облегающее платье и может держать в руках символ жизни анкх или скипетр как признаки ее божественного сана.

В эпоху Древнего царства для обозначения ее имени использовался иероглиф, представляющий собой стилизованный плечевой узел на льняной одежде, но в более позднее время стали использовать изображение шкуры, пронзенной стрелой. Этот последний символ, возможно, перешел к ней от богини-охотницы Анукет, которая стала восприниматься как ее дочь.

Тогда же появляются изображения Сатис с луком и стрелами в руках. Она сама получила эпитет «Та, которая бежит, как стрела».

Ее священным животным была газель (антилопа), которой египтяне восхищались за ее красоту и грацию, а также за способность найти воду в пустыне.

Элефантина – культовый центр Сатис

Сатис с фараоном. Барельеф из храма Сатис на Элефантине. Раскрашенный песчаник. XVIII династия. Луврский музей, ФранцияСатис с фараоном. Барельеф из храма Сатис на Элефантине. Раскрашенный песчаник. XVIII династия. Луврский музей, ФранцияОсновной культовый центр Сатис был на острове Элефантина, где ее храм был воздвигнут на месте еще более раннего преддинастического святилища, представлявшего собой пещеру, вырубленную в скале. Храм расстраивался и украшался на протяжении многих веков.

Исследование этого места Рональдом Уэллсом показало, что элементы храма были тщательно соотнесены с положением звезды Сириус (Сотис) в ночном небе, связывая богиню с появляющейся звездой и ежегодным разливом Нила.

Было также отмечено, что храм богини был расположен в таком месте, где шум приближающихся масс воды можно было услышать еще до того, как они становились видимыми глазу.

Таким образом, укреплялась ее функция охранительницы границ, хозяйки наводнения Нила и богини, от которой зависело изобилие и плодородие.

Рядом с храмом находился один из самых важных «нилометров» Древнего Египта, с помощью которых измерялась высота разлива Нила.

Ряд исследователей полагает, что, возможно, первоначально Сатис была нубийской богиней и вошла в пантеон египетских богов в ходе экспансии фараонов на юг.

Греки идентифицировали Сатис с Герой, женой Зевса.


Обновлено (01.03.2014 14:33)

 
Рейтинг@Mail.ru