Главная Религия Древнего Египта Решеф - военный бог


Решеф - военный бог

С булавой над головой. Между 1184–664 гг. до н.э. Метрополитен-музей, США.С булавой над головой. Между 1184–664 гг. до н.э. Метрополитен-музей, США.Решеф (Решеп, Решпу, Решеп-Шулман) – египетский военный бог семитского (сирийского) происхождения.

Пришелец из Малой Азии

Решеф - изначально был семитским божеством. В Малой Азии его почитали как бога молнии, грозы и чумы.

Развитие его культа на территории Египта связывают с военными походами Тутмосидов (XVIII династия) в Малую АзиюМалоазийское божество грозы и молнии. Бронза. Статуэтка найдена на Кипре. Ок. 650-550 гг. до н.э. Британский музей.Малоазийское божество грозы и молнии. Бронза. Статуэтка найдена на Кипре. Ок. 650-550 гг. до н.э. Британский музей. и с появлением семитских (сирийских) анклавов.

Решеф не относится к числу самых почитаемых богов Египта, однако свидетельства о нем найдены на территории всей страны – от Дельты до Судана. Видимо, наиболее широко его культ был развит в Мемфисе, где проживало много выходцев из Малой Азии.

Даже часть нильской долины на восточном берегу именовалась «долиной Решефа».

Найдено много бронзовых статуэток, очевидно изображающих именно этого бога, как и каменных стел с его обликом.

Изображения бога или иероглифическую надпись с его именем часто находят на фигурках скарабеев, поскольку как «господин Неба» он был связан и с солнечным культом.

Похожий на Сета и Монту

С копьем и анхом. Фрагмент стелы. XIX династия. Британский музей.С копьем и анхом. Фрагмент стелы. XIX династия. Британский музей.В Египте образ бога определенным образом трансформировался. В Египте – это в первую очередь военное божество, тесно связанное с Сетом и особенно с Монту – наиболее ярко выраженным богом войны у древних египтян.

Военный характер божества обеспечивал ему популярность у высших слоев египетской иерархии, поскольку фараоны в Египте всегда персонифицировали себя в качестве великих завоевателей, владык мира.

В отдельные периоды египетской истории военные походы следовали один за другим.

Покровительство и защита богов была обязательным фактором, который способствовал несокрушимой уверенности египетских фараонов в благополучном исходе начатой войны.

И, конечно, особую роль в таком покровительстве играли боги и богини, у которых наиболее ярко выражены черты «военных» божеств. Именно к их числу и принадлежал Решеф.

Семейные отношения бога

Мемфисская триада: Мин, Кадеш и Решеф. Фрагмент стелы писца Рамоса. XIX династия. Museo Egizio, Турин.  Мемфисская триада: Мин, Кадеш и Решеф. Фрагмент стелы писца Рамоса. XIX династия. Museo Egizio, Турин. Супругой Решефа считалась богиня сирийского происхождения Кадеш. В Мемфисе поклонялись триаде, которую образовали Решеф, Кадеш и их сын Мин – бог плодородия и сексуальной силы.

Фараон XVIII династии Аменхотеп II (ок. 1450-1412 гг. до н.э.) возвел в районе Гизы - там, где расположены самые знаменитые пирамиды Египта, возле статуи Сфинкса, стелу, на которой были изображены эти божественные персоны. На стеле имеется надпись, в которой говорится о том, что Решеф и Кадеш довольны тем, как осуществляется уход за лошадьми фараона.

Часто супругой бога выступает богиня Итум, о которой известно совсем немного. Она связана с медицинскими практиками и лечением.

Защитное божество древних египтян

Фрагмент стелы Хая. XIX династия. Луврский музей.Фрагмент стелы Хая. XIX династия. Луврский музей.Интересно, что у простых египтян Решеф был более популярен не в качестве военного бога, а как защитник с медицинским уклоном.

Решеф и его жена Итум призывались египтянами в моменты желудочных болей, чтобы сразиться и победить злого демона Акха, который, по мнению египтян, вызывал подобные заболевания.

Как божество, объединяющее полярности жизни и смерти, он известен и в Египте, и на Ближнем Востоке под именем Решеп-Шулман (Reshep-Shulman).

Иконография

Изображается в облике человека в короткой юбке с бородой азиатского типа. Носит корону, сходную с короной Верхнего Египта, обычно украшенную не классическим уреем (головой кобры), а головой (черепом) газели.

В Малой Азии Решеф иногда представлялся в облике молодого вола. Позолоченная бронзовая статуэтка из Библоса. Ок. 1900-1800 гг. до н.э. Луврский музей.В Малой Азии Решеф иногда представлялся в облике молодого вола. Позолоченная бронзовая статуэтка из Библоса. Ок. 1900-1800 гг. до н.э. Луврский музей.Голова (или корона) перехвачена узкой лентой, концы который спадают от узла взади на спину.

В правой руке у него обычно палица (булава), топор или копье. Иногда эта рука в замахе поднята с оружием над головой.

В левой руке может держать щит, скипетр уас или знак жизни – анх.

Его животным проявлением была газель.


Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (01.03.2014 14:41)

 
Рейтинг@Mail.ru