Главная Как добывали камень Люди - главное транспортное средство


Люди - главное транспортное средство

Наиболее распространенным средством для перевозки тяжестей являлись салазки, применявшиеся уже в Древнем царстве (иероглиф, обозначающий салазки, встречается уже в текстах пирамид). Они состояли из двух полозьев, толстых брусьев, соединенных между собой поперечинами. Такие салазки были найдены около Дашура. Они датируются, по всей вероятности, временем ХII династии и, возможно, предназначались для перевозки священной ладьи. Эти салазки, сделанные из толстых деревянных брусьев, имеют в длину 4 м 21 см, а в ширину около 80 см. На них можно было перевозить большие тяжести, их употребляли также для перевозки больших каменных глыб, статуй и т.п. Люди, которые тянули такие салазки, впрягались с помощью кожаных ремней или веревок. Да, именно люди были главной транспортной силой при строительстве пирамид! Свидетельств того, что во время строительства "больших пирамид" в качестве тягловой силы использовали быков нет.

В роли тягловой силы люди выступают во всем древнем Египте. Известны иммунитетные грамоты Древнего царства, освобождающие эксплоатируемое население храмов от выполнения повинности по перевозке грузов, повинности, которая тяжелым бременем лежала на зависимом населении всех остальных земель. В Среднем и Новом царствах зависимое население страны в порядке повинности также привлекалось для подобных целей. Изображения людей, переносящих или перевозящих грузы, очень многочисленны. Даже в период Среднего и Нового царств, когда животные: быки, ослы, верблюды - начали более широко применяться для транспортных нужд, это не вытеснило применения человеческой силы.

Основной строительный материал, известняк, добывавшийся на Ливийском нагорье, неподалеку от строящихся пирамид Старого царства, было сравнительно легко доставить на строительную площадку. Камни малого размера могли подноситься на руках, а другие, размером побольше, подкатывались. Для облегчения этой работы поперек пути под тяжесть клали небольшого диаметра (10—20 см) каменные катки-цилиндры длиной до 80 см. По мере продвижения камня эти ролики подбирали и вновь подкладывали под него спереди. Такой способ транспортировки больших тяжестей на катках, уже не каменных, а металлических, как известно, применяется и в наше время.

У подножия пирамиды Джосера найдено много каменных шаров диаметром от 12 до 19 см, а диаметр отдельных из них достигал 40 см. Эти специально сделанные из камня шары применялись также в качестве катков для перетаскивания больших глыб.

Меньшие тяжести, например каменный ящик-саркофаг, передвигали с помощью таких же каменных катков-шаров, но малого диаметра, до 6 см. Поставив груз на катки и умело подталкивая его, один человек мог без особого труда передвинуть саркофаг весом в несколько тонн. Каменные шары делали из очень твердых сортов камня, главным образом долерита, чтобы они могли выдержать большую нагрузку.

Оба вида каменных катков, цилиндры и шары, могли быть применены лишь на твердой, гладкой каменной площадке или дороге. Недалеко от одной из больших пирамид Гизэ сохранились остатки такой каменной дороги, ведущей к известняковому карьеру.
Но основным способом транспортировки были все-таки деревянные сани. Древние египтяне перетаскивали таким образом не только не только сравнительно малые блоки весом до 10 т, но и более тяжелые камни. Так, низ пирамиды Хуфу облицован базальтовыми блоками, каждый весом 16 т. Гранитные балки перекрытия склепа этой же гробницы весили около 500 т. В святилище Менкаура вес многих камней был 200 т, а в храме Хафра есть монолиты весом до 420 т. На толстых плитах дорог,найденных археологами, можно видеть глубокие борозды от полозьев, свидетельствующие о том, что здесь в течение долгого времени возили огромные тяжести.

Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (21.07.2014 15:44)

 
Рейтинг@Mail.ru